Виды нетрадиционных техник аппликации в детском саду. Конспект НОД по аппликации в нетрадиционной технике «Волшебные клубочки

Наталья Кудаева

Тема : Волшебные клубочки .

Цель : формирование навыков выполнения аппликации в нетрадиционной технике .

Задачи :

Познакомить с новой техникой - выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями.

Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитывать интерес к искусству.

Оборудование :

Демонстрационный материал : образец, лист с силуэтом котенка, клей, салфетка, ножницы, пряжа разного цвета, картинки с изображением котят различного окраса, котенок игрушка или кукла из кукольного театра.

Раздаточный материал : лист с силуэтом котенка, клей, салфетка, ножницы, пряжа.

Ход НОД:

Ребята, у нас сегодня гость. А что за гость вы узнаете, если отгадаете загадку.

Этот маленький ребенок

Спит без простынь и пеленок.

А под серенькие ушки

Не кладут ему подушку.

У него четыре лапки.

На них – острые царапки.

Он гуляет без пальто.

И ботинки и сапожки

Не наденет ни за что.

Это - вовсе не ребенок.

Это - это маленький (котенок)

(из-за ширмы появляется игрушка-котенок)

Воспитатель : Познакомьтесь – это Мурзик. Мурзик что-то принес с собой, а что вы узнаете, если отгадаете загадку :

Есть в клубочке

Есть в катушке,

Даже есть в игольном ушке. (нитка)

В : Молодцы, угадали! Мурзик принес с собой целую корзинку клубочков . Посмотрите и потрогайте их. Какие клубочки ? (Мягкие, разноцветные)

В : Мурзик пришел к нам за помощью. Он задумал собрать в картинной галерее портреты всех своих братишек и сестренок. Как вы думаете, какого цвета могут быть котята? Вот посмотрите, какие они красивые. (показ котят разного окраса при помощи проектора или телевизора)

Мурзик их сфотографировал, но цветной принтер у него сломался, и фотографии получились черно- белые.

Как вы думаете, чем мы можем помочь Мурзику?

А вы помните, что Мурзик принес с собой целую корзинку клубочков ?

Верно, мы сегодня выполним аппликацию с помощью нарезанных ниток.

Как вы думаете, чему вы сможете научиться, выполняя аппликацию ?

-Составим план работы :

1. Выбрать цвет ниток.

2. Нарезать нитки.

3. Нанести клей на основу.

4. Выложить нитками.

(Воспитатель показывает последовательность и методику действий)

Физминутка : Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо, влево покрутилась.

Выполнение аппликации детьми .


Итог : Как вы думаете, чья работа понравится Мурзику и почему?


Публикации по теме:

«В осеннем лесу». Конспект НОД по обрывной аппликации Тема: «В осеннем лесу». Конспект НОД по аппликации в нетрадиционной технике (обрывная аппликация). Интеграция образовательных областей:.

Задачи: Продолжить знакомство с нетрадиционными приёмами техники рисования и аппликации. Научить детей творить, фантазировать. Развивать.

Конспект изобразительной деятельности в нетрадиционной технике аппликации «Осень в Летнем саду» Цель: Обогащать и расширять художественный опыт детей Задачи: 1. Учить нетрадиционной техники аппликации -скручивание жгутиков из бумажной.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №4» Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике печать.

Конспект занятия «Волшебные клубочки» Пр. сод. : формировать представление детей о нитках, расширять у детей любознательность, мышление, речь, развивать фантазию детей при сочинении.

Цель: Научить детей выполнять поделку, используя нетрадиционную технику исполнения (из круп). Задачи: 1. Вспомнить название плодов. Расширять.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Значение занятия аппликацией для детей дошкольного возраста

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

На занятиях по аппликации, дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный -- короткий, узкий -- широкий, высокий -- низкий, больше -- меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.).

Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Аппликация: Развивает художественное воображение и эстетический вкус. Развивает конструктивное мышление - зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий.

2. Виды аппликации в ДОУ, материалы для аппликации.

Аппликация может быть:

Предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

Сюжетной, отображающей те или иные события;

Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами. дошкольный квиллинг изобразительный творчество

Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки -- очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

3. Особенности организации работы по аппликации в разных возрастных группах

Младшая группа.

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях.

В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активности.

Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

Средняя группа.

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод -упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.

Старший дошкольный возраст.

Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т.д. К использованию образцов в старшей группе Воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы.

Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием «половина предмета» дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.

Литература

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся для училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.

6. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. - 2003. - № 5.

7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации и инструкции по осуществлению конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2013

    Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения. Оздоровительная физкультура в детском возрасте.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    История возникновения и развития аппликации как художественного творчества. Технология создания аппликации из ткани, материалы и оборудование. Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении. Особенности обучения детей на примере детского сада "Солнышко".

    отчет по практике , добавлен 18.09.2013

    Особенности выполнения воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Выявление влияния информационной среды на психическое здоровье детей старших дошкольников. Формирование целевых ориентиров у старших дошкольников.

    отчет по практике , добавлен 20.08.2017

    Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования. Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программа его развития.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2012

    Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте. Основные задачи и принципы эстетического воспитания дошкольников. Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2016

    Специфика занятий с использованием художественной деятельности в дошкольном учреждении. Формирование умственного, нравственного, речевого развития детей средствами аппликации. Составление предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте. Анализ раздела "Числа и цифры" современных программ. Представление существующих систем обозначения чисел.

    практическая работа , добавлен 24.01.2012

    Развлечения как форма организации педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Место музыки в дошкольном воспитании. Основная цель музыкальных развлечений - обогащение ребенка новыми музыкальными впечатлениями и переживаниями.

М Б Д О У №23 «Г н о м и к»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ

Выполнила:

воспитатель Чернышева Н.А.

Южно-Сахалинск, 2017г .


ОБУЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ НЕЛЬЗЯ, НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ВОСПИТАТЕЛЮ СОДЕЙСТВОВАТЬ ЕГО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОЯВЛЕНИЮ.

Л.С.ВЫГОТСКИЙ


УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

Опыт формировался на базе МБДОУ №23 «Гномик». Работа осуществлялась 1 год в группе «Ладушки» в рамках работы кружка «Волшебные пальчики»


АКТУАЛЬНОСТЬ:

Каждый дошкольник – маленький исследователь. С радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.


ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов.

ЗАДАЧИ МОЕЙ РАБОТЫ:

  • Разнообразить изобразительную деятельность детей,

познакомить с новыми необычными способами выполнения аппликаций;

2. Создать условия для свободного экспериментирования с

художественными материалами и инструментами;

3. Развивать детскую художественную одаренность средствами нетрадиционных художественных техник;

4. Развивать эстетическое восприятие детей;

5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.


ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Подготовительный:

  • Теоретически изучить виды нетрадиционных техник аппликации.
  • Выявить уровень развития творческих способностей детей.
  • Разработать тематический план занятий.

Основной (практический):

  • Активная работа по обучению детей нетрадиционным техникам аппликации в рамках работы кружка «Волшебные пальчики»

Заключительный:

  • Подведение итогов.
  • Создание презентации.
  • Обобщение опыта работы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА:

Реализация опыта осуществлялась в группе "Веселые ребята" в рамках работы кружка "Волшебные пальчики"

Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня с детьми подготовительной группы

  • Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.
  • Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
  • Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
  • Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывает

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные кусочки бумаги


Объёмная аппликация из салфеток

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.


Аппликация из ниток

Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Интересные работы получаются, если использовать нитки разные по структуре, плотности и цвету.

Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины


Аппликация из природного материала

- из засушенных растений

- из семян и круп


Аппликация из конфетти

Нащелкать дыроколом кружочки (цветочки, бабочки) из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные. Детям очень нравится данный вид аппликации .


Аппликация из ваты и ватных дисков .

Замечательные аппликации получаются из ватных дисков. Их можно резать на части, красить в любой цвет.

Из ваты можно скатывать шарики и делать объёмные аппликации,создавая эффект пушистости.


В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Торцевание – работа несложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.


Чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:

  • Систематичность (автоматизация навыка развивается многократным его повторением);
  • Последовательность (от простого к сложному);
  • Индивидуальный и дифференцируемый подход ;
  • Использование игровых приёмов;
  • Создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми;
  • Каждое занятие должно быть результативным.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Обучение:

  • Овладение простейшими нетрадиционными техниками аппликации;
  • Представление о свойствах предметов;
  • Появление познавательной активности

Развитие:

  • Развитие мелкой моторики
  • Проявление самостоятельности в выборе средств и материалов

Воспитание:

  • Навыки общения в совместной деятельности;
  • Уверенность в собственных силах
  • Устойчивый интерес к занятиям

Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей: работы стали значительнее интереснее, содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям аппликацией выше, дети стали более уверенными в себе.

Диагностика детей подготовительной группы 2016-2017 г.г.


ВЫВОДЫ:

Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности


ПЕРСПЕКТИВА:

  • Продолжить работу по освоению нетрадиционных техник аппликации;
  • Разработать планирование занятий кружка «Волшебные пальчики» на каждую возрастную группу











Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста

Салова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ - детский сад №7, г. Екатеринбург
Описание: данная консультация о нетрадиционных техниках аппликации предназначена для родителей воспитанников дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей,педагогов дополнительного образования и родителей.
Цель – ознакомление родителей с видами нетрадиционной аппликации и ее значении в развитии дошкольника.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации;
- проинформировать о роли аппликации в развитии детей.
Развивающие задачи:
– развивать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные задачи:
– воспитать чуткость к восприятию искусства.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития творческих способностей ребенка заключен в изобразительной деятельности дошкольника, в частности занятиях аппликацией.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно работе с бумагой. В свою очередь, работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, поскольку у них происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело.

Цель работы с детьми: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
– научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;
– обогатить знания детей о временах года;
– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
– развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
– развивать композиционные умения;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– развивать эстетическое мировосприятие;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;
– воспитывать зрительскую культуру.

Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:
- развитие художественного вкуса;
- формирование художественных и графических навыков;
- становление эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии;
- воспитание культуры зрителя;
- формирование знаний о мировой художественной культуре;
- развитие мелкой моторики.
Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Существуют следующие техники нетрадиционной аппликации :

Аппликация из круп и семян.
Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы.
Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества. Начинать работать с крупой можно в 1,5-2 года. Даже в таком раннем возрасте дети при помощи родителей способны создавать очень милые аппликации из круп. Аппликации из круп хороши и тем, что для их создания не требуются ни особые материалы или инструменты, ни специальные условия или навыки.

Аппликация из осенних листьев.
Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.

Аппликация из яичной скорлупы.
Аппликация, сделанная из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия. Ведь этого материала в каждом доме предостаточно. В работе можно использовать скорлупу, как от вареных яиц, так и от сырых; цвет скорлупы также не имеет значения – белая или цветная.
Чаще всего яичная скорлупа используется для выполнения мозаики в технике кракле, когда отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков, которые удерживает тонкая пленочка, находящаяся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества.
Эта техника очень древняя, в восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а россыпью мелких цветных скорлупок в точности имитировали цветение весенних садов.
Яичной скорлупой можно задекорировать самые разные предметы – вазы, тарелки, бутылки, шкатулки, рамочки для картин и фотографий. Материал очень пластичный в работе, мелкими кусочками заполняются самые сложные узоры и места в композиции, и сама техника такой мозаики не сложная, но работа очень кропотливая. Оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до плотной бумаги и стекла.

Аппликация из ваты.
Аппликация из ваты однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из ваты, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно-белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.
Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.
Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из ниток.
Удивительный материал – нити! Что только с ними ни делают: шью, вяжут, плетут: ковры, гобелены, панно; вышивают удивительные по красоте картины. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная, доступная людям разного возраста. Освоив элементарные приемы работы в данной технике, на основе полученных знаний можно создавать собственные работы. Проявляя в этих работах креативность, творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Виды аппликации:
– предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
– сюжетная, отображающая те или иные события;
– декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Изучив возможности нетрадиционной техники аппликации, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» Энгельсского муниципального района

Саратовской области.

Консультация

для воспитателей.

Тема:

«Аппликация как вид художественного творчества детей в ДОУ».

Разработала:

Иманалиева А.С.

г.Энгельс

2015г.

Цель консультации - актуализация и обобщение знаний педагогов по методике проведения занятий по художественному творчеству – аппликации.

План консультации:

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах.

6.Значение аппликации

1. Сущность и значение аппликации для ребенка – дошкольника. Виды аппликации.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Аппликация - может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.) ; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.) ; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды аппликации:

В предметной аппликации

дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т. д.

Сюжетно - тематическая аппликация

предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).

При этом перед ребёнком ставятся следующие задачи:

Вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие) ;

Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

Передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу) ;

Расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод) ;

Создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали) ;

подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая) .

Декоративная аппликация -

вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

2. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследовани е – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются.

3. Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножниц ы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

4. Задачи обучения и развития детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах

Приобщение к аппликации начинается с младшей группы . Педагог руководствуется известной особенностью детей: у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т. д. в совместной с ним деятельности.

Задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т. п., и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т. п.) .

3.Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В среднем дошкольном возрасте

тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть) .

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте

дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т. п.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

6.Значение аппликации для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Младший дошкольный возра ст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах

и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость, требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.

Использование исследовательского метода побудило детей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата. Исследовательский метод также применяется, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются

путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагалась. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Литература:

1. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; М., 1979 г.

3. Пантелеева Л. В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М. : Просвещение, 1987.