Стоит ли идти работать в садик воспитателем. На что живут воспитатели детских садов

Сегодня я начинаю новую серию постов. О детском саде. Я буду рассказывать о своем опыте работы, секрета сада, причинах того или иного поведения воспитателей, правилах и нормах, адаптации и еще многом. Весь мой рассказ — это мой опыт и мое субъективное отношение к происходящему. То, что я буду описывать – не универсальная модель: все детские сады разные, все воспитатели разные, все дети разные.

Сначала небольшая предыстория о том, как я попала в детский сад.

Я два года находилась в декретном отпуске, и мне очень понадобились деньги – решался квартирный вопрос. На работе мне сказали, что я могу отдыхать до трех лет – сейчас места для меня нет – возвращаться некуда. Впрочем, я и сама не горела желанием вернуться туда, поэтому срочно пришлось придумывать другой источник заработка.

Выбор был такой: работа в офисе с 9 до 18 и няня для ребенка, либо попробовать устроиться в детский сад. Тогда и сын был бы у меня под наблюдением, и забирать его можно было бы пораньше, и накормлен-напоен, и няню искать не надо. По деньгам оба варианта были равноценны. Сыну было еще только 2 года, мне не хотелось оставлять его на целый день одного. Поэтому я решила попытать счастья в садике, тем более мое неоконченное педагогическое образование и любовь к детям к этому располагали. Позвонила посоветоваться с подругой. Она идею одобрила, расписала мне все плюсы работы в саду, посоветовала обратиться в сад, куда ходил ее сын. Это обычный московский детский сад, муниципальный. Так все и началось.

Я позвонила, пообщалась с заведующей – она показалась мне очень милой женщиной. Мне сказали, что им как раз требуется воспитатель, поэтому «приносите документы».

В первую неделю у меня была адаптация. Дети после лета буйные, опыта такой работы у меня нет, мандраж…ух! Коллектив ко мне отнесся настороженно, но не агрессивно. По одной простой причине: подавляющая часть персонала работает в этом саду от 20 до 40 лет. То есть с открытия. На одном и том же месте! Естественно, друг друга знают очень хорошо. Средний возраст воспитателя – 50 лет, а мне еще и тридцати нет.

Я совсем не против воспитателей в возрасте. Наоборот, часто с возрастом приходит мудрость, мягкость — то, что так нужно детям. Но есть в этом свои минусы: в большинстве своем воспитатели старшего возраста прошли совсем другую школу, отношение к детям сохранилось у них неизменным с советских времен. Дрессировка детей , авторитаризм (иногда даже тирания), уравниловка (про нее буду говорить отдельно), противопоставление себя родителям, замалчивание конфликтов и т.д.
Кроме возраста, есть другая проблема. В школу уже не берут людей без высшего педагогического образования (по крайней мере, в Москве), а вот в детских садах персонала не хватает, старая гвардия уходит на пенсию, а новая… ну нет ее. Потому что мало кто может долго выдержать такой режим работы за такие деньги. Поэтому берут почти всех, кто соответствует минимальным требованиям. Минимальное требование – это педколледж. Но у нас есть парочка воспитателей, у которых из образования – 8 классов школы. И, какая несправедливость:) начальство считает их лучшими. Потому что у них дети ходят по струнке и не шумят. Знали бы вы, какими методами они этого достигают!

Кроме воспитателей есть еще нянечки, которых теперь называют «младшими воспитателями». То есть подразумевается, что они участвуют в воспитательном процессе. Часть из них действительно незаменимы, но некоторых я бы не подпустила к детям на пушечный выстрел.

Вообще, работа воспитателя и опасна и трудна. Особенно в совеццких детсадах. Представьте сами:

  • Много детей (а группа в 15 человек – это уже много; у меня было 22; в некоторых местах слышала, бывает и 35-40),
  • Жесткий распорядок (10 минут потратил не по делу — приходится нагонять),
  • Жесткие правила (при детях окна не открывать, 3-4 часа в день гулять при любой погоде и т.п.)
  • Обилие начальников (воспитатель должен вести себя так, чтобы были довольны ВСЕ, включая: детей и их родителей, заведующую, методиста, медсестру, завхоза, ответственного по пожарной безопасности и т.п.). При этом у каждого есть свое мнение по поводу того, как нужно работать. Ну, и конечно, у нас в стране все разбираются в том, как надо воспитывать детей, поэтому считают обязательным дать ЦУ.
  • Помимо непосредственной работы с детьми воспитателю приходится тратить кучу времени на написание всяких планов, конспектов занятий, проведение диагностики. Все это нужно делать в рабочее время, непонятно как нужно совмещать это с проведением занятий, играми и прогулками.
  • Заработная плата. В обычном саду она составляет в среднем 15 тысяч рублей. Плюс-минус. Это в Москве. Про регионы я молчу, стыдно даже называть такие цифры.
  • И, пожалуй, самое сложное — ответственность за жизнь ребенка. Если с любым из детей что-то случится – виноват воспитатель. И дело даже не в уголовной ответственности, а в ощущениях: не усмотрела, не уберегла. Но как можно усмотреть сразу за 20(!!!) детьми на прогулке, например? Некоторые мамы и за одним-то не успевают. Ты поворачиваешься к одним детям – не видишь других. А на всякие случайности хватает и 10 секунд. Многим воспитателям проще посадить детей рядочком или загнать на веранду – все сразу на виду, не бегают, не скачут. «Нельзя! А вдруг упадет и расшибется?».

Есть еще один важный момент, который во многом определяет поведение воспитателя. Это проверки. Точнее ПРОВЕРКИ. На них всегда ссылаются, ими всегда запугивают. Зачем нужно следить за порядком в группе? Вы думали, чтобы было чисто и уютно? А вот и нет, вдруг проверка придет! А почему нужно план писать? Тоже для проверки. И даже педсоветы иногда проводят для галочки, вдруг проверка придет.

Так что жалейте ваших воспитателей, но будьте с ними начеку:)

В следующий раз я расскажу о том, какие правила и нормы есть в детском саду, как они выполняются, и почему всех детей гребут под одну гребенку. В том числе отвечу на наболевшие вопросы почему в тихий час обязательно надо спать и почему детей заставляют есть).

Если хотите что-то спросить, я к вашим услугам.

Иногда бывает, я долго не могу уснуть ночью. Тогда я лежу, прислушиваюсь к сопению Семёна и храпу Кисуни, и мысленно составляю в своей голове разные списки и перечни. Последнее время это "10 фактов о....". Задаю себе тему - школа, детство в деревне, первая любовь, на даче с бабушкой, и т.п., и с большим интересом наблюдаю, что именно всплывает в памяти. Если как-то систематизировать эти воспоминания, то мне запоминается лучше всего:
- нечто очень приятное
- то, что случилось в первый раз
- неприятное, злое, когда кто-то обидел или напугал
- случаи, после которых лучше начинаешь понимать людей, мотивы их поведения

Вот, например, мои "10 фактов о том, как я 2 года проработала в детском саду".

1. Начнем с приятных моментов. Детский сад был (и есть) через дорогу от моего дома. Поэтому я очень часто опаздывала на работу. В первую смену мне нужно было являться в 7-30 утра, будильник у меня стоял на 7-15. Умыться, одеться, причесаться, спуститься с третьего этажа и перейти дорогу - в общем-то, мне времени хватало. Но иногда с утра хотелось поваляться еще минут пять:)

2. Устроилась на работу я в августе (как и все выпускники пед.вузов), и когда наступило 31 декабря, мне сообщили, что я - как "новенькая" - должна дежурить в этот день. Всех детей разобрали где-то к часу дня. Мне нужно было сидеть до 17-00 и ожидать прихода бабки-сторожихи. Все воспитатели сдавали мне ключи и убегали домой, а я сидела в пустой группе на подоконнике и смотрела в окно. Сначала было еще ничего. Но потом я стала все сильнее ощущать, что я нахожусь в ПУСТОМ большом помещении, что я тут ОДНА. Становилось все тише и тише. В этой тишине иногда раздавались звуки, обычные для любого здания, - что-то потрескивало, постукивало, падало или скрипело. Каждый раз потрескивала и поскрипывала подпрыгивала и чуть не падала я. Я очень боюсь быть одна в пустых помещениях. Постепенно сгущались сумерки. Сгущался и мой страх. Когда в очередной раз где-то что-то грохотнуло, я не выдержала, схватила одежду, сумку и коробку с ключами и с подпрыгивающим сердцем побежала по пустому зданию вниз, на первый этаж, и наружу... Там, на крыльце, я и простояла около двух часов, любуясь снегопадом и ожидая сторожиху. Мне было холодно. Зато не страшно.

3. До работы в детском саду я была свято уверена, что воспитатели кушают вместе с детьми, что их порции входят в меню, и что все это бесплатно. На деле оказалось немного не так. Кашу с утра и суп в обед можно было есть, да. А вот те, кто хотел второе, должны были записываться на кухне накануне, и потом у них стоимость сосиски или котлеты вычитали из зарплаты. А зарплаты в те времена у воспитателей были мизерные. Поэтому в нашем детсаду почти никто не записывался на второе, а вот ели все. Некоторые ели открыто, в группе, на глазах у детей. Некоторые стыдливо прятались с тарелкой в моечную или вовсе в туалет. Самым унизительным в этой ситуации были визиты методиста. Методист - это женщина, которая в детсаду отвечает за "методику обучения", она ходит по группам и проверяет, хорошо ли воспитатели учат детей, а также собирает с воспитателей деньги на покупку "учебных" книг. Так вот, эта методист очень любила оббегать все группы ровно во время завтрака и обеда, и когда она заставала воспитателя жующим, она выглядела почему-то очень довольной, и на ее лице читалось "я застала вас на месте преступления!".

4. Утренники. За два года мне довелось быть один раз гномом, дважды бабой Ягой и один раз снеговиком. Костюм снеговика мне не выдали, поэтому я сделала его дома сама - из длинной белой простыни, на которую нашила маленькие разноцветные елочные шары и белые бумажные снежинки. На лицо я надела "снежную" маску, тоже в виде снежинки. Все было хорошо, но когда я появилась в зале, детишки притихли. Снеговика во мне никто не признал. Уж не знаю, кого они признали, Снежную Королеву или ку-клукс-клановца, а может, "лучшее в мире привидение, дикое, но симпатичное", но когда они начали от меня шарахаться, я поняла, что костюм мне не удался. Ну или наоборот, очень уж удался. Пришлось срочно снимать маску.
Вообще, скакать в дурацком костюме и с размалеванным лицом, кривляться, смешить - это я могу.
А вот когда мне нужно было на новый год быть ведущей утренника, я струсила, спасовала и малодушно ушла на больничный.

5. Родители. Мне не повезло, мне досталось в группе несколько неадекватных родителей. Я с грустью вспоминаю ту себя, робкую и ужасно вежливую 22-23-летнюю девочку, которая не умела еще постоять за себя, когда ей в лицо говорят разные гадости. Чего только мне не довелось выслушать. Даже мой внешний вид и стиль одежды подвергался критике со стороны одной "мамаши". А та дурочка, которой я тогда была, только молча выслушивала, а потом рыдала дома, пересказывая мужу всю ту грязь... Мне до сих пор неприятно это вспоминать. Мне очень жаль ту меня. И я радуюсь, очень радуюсь, что сейчас я не такая и никому бы не позволила так с собой разговаривать.

6. Нянечки, то есть "помощники воспитателя", как они официально назывались. Не знаю, как сейчас, а тогда они получали нищенскую зарплату. Я сначала не могла понять, как вообще можно работать за такие деньги. Потом понемногу разобралась с мотивами, побуждающими женщин выбирать эту работу. Со мной работала пенсионерка, деревенская тетенька. Ей работа нравилась - тепло, покушать можно вкусно, а потом еще и отходы увезти домой своим поросятам. Потом со мной работала девочка-студентка, модная и красивая, ей эта работа понадобилась, чтобы был повод перевестись с дневного обучения на заочное. Еще многие женщины шли в нянечки, чтобы потом уйти в декрет, тогда это давало какие-то преимущества. Но была там еще категория женщин, которые работали нянечкой "просто так". Просто потому, что считали для себя такую работу единственно удобной. Они собирались в тихий час в пустой группе и пили чай с остатками утреннего батона и домашним вареньем, сплетничали, перемывали косточки воспитателям. Меня они не стеснялись, из-за моего возраста и моей "малахольности". Они обсуждали цены, быт, детей, они жаловались на то, что все такое дорогое, что платят мало. Но ни разу никто из них даже не помыслил о том, чтобы что-то в своей жизни изменить - или принять и не роптать. Они - что меня поразило больше всего - не интересовались в жизни НИЧЕМ. Это был в то время новый для меня тип людей, людей, которым ничего не интересно, кроме покушать и полежать на диване перед телевизором. Когда я упоминала при них какую-нибудь книгу или художника и т.п., они переглядывались и хихикали. Очень интересно было слушать их беседы. Они укрепили меня в мысли, что из детского сада нужно бежать, иначе это болото засосет и меня...

7. Приёмка. Это когда в конце августа специальная комиссия ходит по детским садам и школам и проверяет, все ли готово к началу учебного года. Меня приёмка не страшила, а воспитатели предпенсионного возраста, которые боялись потерять работу, очень нервничали, метались, приколачивали какие-то плакаты, сметали паутину на верандах, красили, мыли и т.п. Та приёмка мне очень запомнилась одним эпизодом. В саду из всех воспитательниц я только с одной могла поговорить на темы, близкие мне, - о книгах, творчестве, психологии, словом - о материях, далеких от бытовых и денежных нужд. Я очень полюбила ее, интеллигентную и приятную, и считала своим другом. И когда накануне приёмки эта женщина накинулась на меня злобно и гневно из-за каких-то старых цветочных горшков, которые много лет назад кто-то оставил на веранде, - я даже не помню подробностей, я помню только ее злое лицо - и мое изумление. Теперь, через годы, я уже не ведусь так наивно на приятную улыбку и грамотную речь. Люди бывают милы с тобой, пока ты не затрагиваешь их интересов - или пока им не покажется, что ты можешь им как-то навредить, испортить их отношения с начальством и тп, - и когда им это покажется, они не считают нужным продолжать улыбаться тебе.

8. Музыкальные занятия в детском саду вела тихая и не умеющая за себя постоять женщина, у которой дома было три кота. После обеда она обходила группу за группой и искательно заглядывала нянечкам в глаза, выпрашивая объедки для своих котиков. Ей грубили даже нянечки. Она терпела все молча. Со мной она разговаривала радостно (у меня тоже было много кошек), и часто жаловалась на жизнь.
Другим человеком, которого не уважали, была одна верующая воспитательница. Не знаю, что за религия у нее была, но эта религия позволяла ей не пользоваться дезодорантом, водить своего маленького ребенка в садик в грязной или рваной одежде, не готовиться к занятиям с детьми. Ей открыто грубили и методист, и заведующий детсадом. А она ходила совершенно счастливая и ничего не замечала.
Глядя на этих двоих женщин, я думала о том, что же хуже - понимать, что коллектив тебя презирает, - или не догадываться об этом...

9. Открытое занятие. Каждый год все воспитатели должны провести по одному открытому занятию, на которое приходят все другие воспитатели и все начальство детсада. К этому занятию готовятся за месяц, рисуют декорации, готовят инвентарь, раздают детям учить их роли и ответы. За два года я не провела ни одного такого занятия. Методист наседала на меня, требовала. А во мне поднималась волна ужаса при мысли, что на меня будет смотреть столько людей, а я буду не баба Яга и не гном, а как бы серьезный и правильный воспитатель. В общем, я поэтому из детского сада и уволилась. Открытое занятие было слишком страшно для меня.

10. Когда мне было 2 года, я убежала из детского сада - просто открыла калитку и ушла домой. Когда мне было 6 лет и меня привезли из бабушкиной деревни и стали снова водить в детсад, я рыдала без остановки, мне было там очень плохо. Когда мне пришлось там работать, я уволилась ровно в тот день, когда это стало возможным (2 года нужно было отработать, т.к. государство пять лет учило меня и платило мне стипендию). Я так и не полюбила детский сад. И мне кажется, что если есть возможность остаить ребенка дома, то не стоит тащить его в детский сад, где детей учат только одному - "ходить строем", исполнять одинаковые действия по команде воспитателя. И честно говоря, я предпочла бы, чтобы мой ребенок в детский сад не ходил. Ну а получится ли - жизнь покажет...

24 июля 2016, 11:25

По многочисленным просьбам сплетниц решила тоже внести свою лепту в общее дело и рассказать о том, как я работала воспитателем в ясельной группе целый год.

Рассказ будет несколько сумбурный, сразу прошу прощения за это, так как со времен этого опыта прошло уже больше 10 лет, но воспоминания остались до сих пор.

Начну, как водится, с начала, а именно, как я пришла к такой жизни.

Это был 2002 год и я только что закончила Педагогический колледж, сразу поступать в ВУЗ я не захотела и решила годик отдохнуть, а поскольку жить на что-то надо было, я не долго думая устроилась воспитателем в детский сад.

Но не простой, а частный. Взяли меня, несмотря на мой юный возраст, довольно быстро. Этот детский сад, кстати, существует до сих пор, находится он в районе Чертаново в Москве.

Первые несколько дней я была помощником воспитателя в группе с детками постарше, им было где-то по 3-4 года. Обязанности у меня были не самые сложные – одеть, обуть, проследить, чтобы никто не вылил себе на голову суп и не убежал с территории сада во время прогулки. Помню, что в первый же день один ребенок упал с железной лесенки и ударился головой, я это время была на веранде с другими детьми и рядом находилась старший воспитатель, она в принципе и не досмотрела, когда я сказала, что надо ребенка в травмпункт, она мне – «Ты что? Нас уволят за такое». Моя была в шоке, что называется.

Через несколько дней ко мне подошла наш методист Юля и сказала, что завтра ко мне прикрепят уже свою группу, чему я была несказанно счастлива.

Итак, прихожу я на работу и меня ведут….заводят в помещение и на меня смотрят десять пар глаз карапузов, которые еще толком не говорят, а некоторые и ходят еле-еле.

Основной возраст детей в моей группе был 1 год и три месяца, были, конечно, детки и старше – 1,6 и 1,8. Самым старшим было 2,3, но их было всего трое, а остальные мелкотня.

Никогда не забуду свой первый день в этой группе - я была в таком шоке от смены памперса, который я в жизни в руках не держала и не знала с какой стороны к нему подойти. Приходилось всему учиться на ходу, на бегу т.е., поскольку пока ты одному меняешь подгузник, вокруг тебя скачут еще 13 человек. По списку в группе значилось 12 детей, но их всегда было больше и поскольку детсад частный, детей вели любых – сопливых, диких, истеричных.

Самое сложное было с утра, когда их встречаешь (смена начиналась в 8 утра). Дети не выспавшиеся, голодные, их буквально силой отрываешь от родителей, ужас короче.

В целом на эту тему могу сказать, что если ребенок ходит в детсад постоянно, не пропуская и родители морально его готовят к этому, то время адаптации проходит довольно быстро – 2-3 недели и все, он уже бежит в группу сам:)

Вообще, за время моего воспитательного опыта я очень многому научилась – не только менять памперсы, но и кормить детей, укладывать, укачивать, играть и разговаривать с ними. Вы скажете, что здесь сложного? А попробуйте провести с ребенком 12 часов без перерыва! А если он не один? И не просто покорми/погуляй, с ними еще ведь заниматься надо – алфавит, рисование, арифметика, английский.

Первая о ком я вспоминаю, думая об этом периоде моей жизни – это Лиля .

У Лили был первый день в саду в мой первый день в этой группе. Маленькая, хрупкая, такая лысенькая принцесска.

Она была поздний ребенок для своих родителей и, конечно, они ее как могли баловали, но им нужно было работать и поэтому пришлось отдать ее в детсад. Я с первого дня прикипела всей душой к этому ребенку, постоянно норовила взять ее на руки, играть с ней, и если мы куда-то шли, например, на прогулку, я всегда шла с ней за ручку))

Так что если вы когда-нибудь услышите от педагога или воспитателя, что он всех детей любит одинаково – знайте, это наглая ложь. У всех есть любимчики. Лиля была моей любимицей на протяжении целого года работы.

И тем приятнее мне было пару лет спустя прочитать в отзывах в интернете об этом садике, что ее родители тоже меня запомнили, и я им очень нравилась.

Забавно кстати, что никто из детей так и научился выговаривать мое имя и отчество полностью вместе, обычно они меня звали либо Лена, либо Викторовна)) Так или иначе, Лиля появилась в детском саду в год и три месяца и быстрее других детей там освоилась, хотя первые дни мне приходилось ее буквально отдирать в истерике от отца, потом все быстро наладилось и она уже не хотела уходить от нас.

Следующий был Никита , он был ровесник Лили и они одновременно появились в группе, наверное, это их и сблизило, потому что они всегда играли и тусили вместе, мы в шутку называли их жених и невеста. Никита был смешной белобрысый пацан, немного капризный, но в целом проблем с ним не было. Когда он пришел, он еще не умел держать ложку и вилку, но быстро научился, глядя на других детей. А глядя на Лилю тоже стал проситься на горшок и постоянно норовил снять памперс.

Вообще, несмотря на то, что многих может шокировать, что детей отдают в таком возрасте в детский сад, в этом есть и положительные стороны. Дети очень быстро социализируются и всему учатся, глядя друг на друга.

Кстати Лилю я первую приучила ходить на унитаз, не спрашивайте как, но это был угар, потому что приходилось держать ее всегда за руки, чтобы она не провалилась туда, детского сиденья ведь не было.

Далее мне запомнился Даня (Даниил). Этот пацан попал к нам кажется еще раньше по возрасту, чем Лиля, ему было год и два месяца. Но с ним вообще никогда не было проблем, такого спокойного ребенка я еще не видела. Тут позволю себе заметить, что дети, особенно в таком возрасте – это полное отражение своих родителей. А родители у Даньки были чудесные – молодые, красивые и легкие на подъем. Данька же постоянно падал, практически всегда специально, а потом лежал и ждал пока я его подниму. Однажды мы гуляли на площадке, а дело было зимой, и тут подходит ко мне Даня в одном башмаке. Я его спрашиваю – «Где сапог блин?». А он сидит на снегу и смеется. Короче, я придумала новую увлекательную игру для всей нашей оравы, называется – «Найди ботинок!». Нашли, слава богу! Он его в сугроб засунул))

Пока писала, вспоминая про горшки и памперсы, вспомнила (простите за тавтологию) один забавный случай. У нас была девочка Алена , ее отдавали только на половину дня. Так вот, как-то ко мне приходит ее мама и говорит – «Вы что, всех детей вместе водите в туалет? И мальчиков, и девочек? Моя дочь пришла домой и сказала, что хочет писать стоя! Что это такое?».

Стою я и не знаю, плакать мне или смеяться. Пришлось пообещать, что ее дочь, мы будем водить в туалет отдельно, чего, конечно, никогда не было.

Ну и на закуску я хочу рассказать об одной ребенке, который запомнился мне больше всего. Это был Паша . Паше стукнул год и его сразу принесли к нам.

Главной особенностью Паши было то, что он был ручной. Не в смысле доверчивый, а он не ходил, он только сидел на руках. Что было для меня просто физически невозможно, поскольку бегать за еще 15-ю детьми с годовалым бутусом на руках весьма проблематично. На помощь пришла наша няня (которая была, кажется, уже 6-я по счету и она задержалась дольше всех). Это была такая боевая мужеподобная женщина, своя в доску и очень активная. Она сразу взяла Пашку в свои крепкие руки, поскольку я, потягав его три дня, сорвала себе спину. Сначала Пашка орал все 12 часов, как резаный, потому что няня не брала его на руки, а водила за ручку. Через недели две, Пашка перестал орать и стал ходить держа няню за подол длинной юбки. Куда она – туда и он. Он периодически еще ревел, но уже не так интенсивно. Ел он только стоя и только сосиски. В тихий час он никогда не спал, я его просто укладывала и сидела с ним 1,5 часа ворон считала, а он лежал и улыбался. Нам понадобилось 2 месяца, чтобы этот ребенок стал отходить от нас хотя бы на расстояние вытянутой руки и начал играть с другими детьми. Но тут случился пи***.

Наверняка меня читают мамочки, которые трясутся над своими чадами и сдувают с них пылинки, и если они придя в детский сад за своей кровинушкой, вдруг обнаружат ее все обклеенную пластырями, то, наверное, захотят прибить воспитателя.

Но, черт возьми – воспитатели ведь тоже люди! Вы не допускаете этого?

Короче, что произошло – мы сидели обедали, все дети за отдельными круглыми столами, мы с няней отдельно. Паша был рядом с нами, и тут кто-то в саду включил музыку, и Пашка, который к тому времени окончательно освоился захотел потанцевать. И во время одного из па, зацепился сандаликом за край ковра, долбанувшись носом об свободный стул. Ой, ёёё, визг стоял такой, я думала, что он убился… Схватив его моментально рванула в тот самый травмпункт, где медсестра его осмотрела. Ничего серьезного, просто содрал кожу на носу. Пронесло. Но еще предстоял разговор с родителями, что им говорить, я не представляла, поэтому сказала, как есть – не досмотрела, случайность.

Слава всем богам, родители у Пашки были достаточно адекватные, внимательно меня выслушав, они сказали – «Бывает» и ушли домой. Но за тот день, я реально стала старше лет на пять.

Что еще такого вспомнить даже не знаю, могу дать, как матерый воспитатель пару рекомендаций молодым родителям, которые собираются отдать своих чад в детский сад:

1. Подготовьте морально своих детей к детскому саду (и себя кстати тоже). Очень часто проблемы с адаптацией у ребенка идут именно от родителей, потому что они постоянно твердят – «Детский сад – это зло! Как же ты туда пойдешь?». Постарайтесь внушить ребенку, хотя бы на первое время, что детский сад – это здорово, у него появится много новых друзей и интересных игрушек.

2. Воспитываете своих детей дома тоже. Очень часто слышу от молодых родителей, что вот я отдал ребенка сад и пусть его там воспитывают, а я ничего не знаю. Знаете еще как! По крайне мере, вы знаете, как держать вилку и как отвести ребенка в туалет. В моей практике были случаи, когда ребенок приходил в сад после выходных и отказывался есть сам, потому что маме было лень ждать пока он поест сам дома и она кормила его быстро сама с ложки. Ну а если вы еще и какую-нибудь обучающую литературу почитаете, благо в наш век интернета ее достаточно, вы можете вообще стать для своего ребенка Антоном Семеновичем Макаренко. Мамы, это в первую очередь касается вас, ведь родить ребенка – это еще не всё, его надо ещё и воспитать человеком.

3. Помните, что ваш ребенок – ваше отражение во всем. Да, да, у меня были дети, которые в 1,5 года говорили всякие нехорошие слова, курили (понарошку) и кусали других детей. Одного такого, я чуть не пришибла, когда, он ни с того, ни с сего, кинулся на мою Лилю и прикусил ей щеку.

4. И скажу чисто про себя – воспитатели не волшебники и они тоже люди. Все, кто мечтают об индивидуальном подходе в воспитании ребенка – забудьте об этом. Даже если это частный сад. Я любила всех своих детей и каждый был для меня на эти 12 часов смены, как родной, но их 15, а я одна! 15 Карл! После такого рабочего дня я еле доползала до дома, поэтому ничего удивительно, что через год такой работы, я решила, что нервы мне дороже и написала заявление об уходе.

Больше в эту сферу я не возвращалась.

P.S. Не знала куда это вставить, но кароче было пару случаев у нас в саду, один в моей группе, другой в старшей, это просто вам для понимания, что частный сад не панацея и там может случится все что угодно.

Первый – мальчишка из старшей группы не захотел есть бутерброд и выкинул его в мусорку. Воспитательница это увидела, заставила его достать и съесть. Ребенок рассказал родителям, был скандал. Это была кстати та воспитательница, у которой я работала первые дни. Наконец ее уволили.

Второй – уже в моей группе. Был какой-то жуткий запар у меня, няни не было, дети вышли все и чтобы я не сошла с ума, мне на подмогу вызвали мою сменщицу, воспитателя, с которой я работала через день. Был тихий час, я укладывала Пашу и у нас была одна девочка, ей уже было 2 года, и она редко спала, она была тихая и всегда просто лежала, кефирчик сосала из бутылочки (кто сейчас скажет – она же захлебнутся могла! Не могла, мы следили за ней и мама была в курсе всего и проинструктировала нас). Что собсно произошло – сижу я, укладываю Пашу, Лизка (девочка эта) от меня через две кровати ворочается и тут подходит другая воспитательница, и, накрывая ее одеялом с головой, начинает душить у меня на глазах. Ладно, что подушкой еще не накрыла. Я была в шоке, наорала на нее, но одному богу известно, что происходило в ее смену в группе. Так что имейте в виду, сколько бы лестных отзывов вы не слышали о воспитателе и сколь бы опытным он не был, это еще ни о чем не говорит. Обе эти воспитательницы имели очень богатый опыт и очень ценились руководством, но вот так вели себя с детьми, пока родители не видят.

У меня все, спасибо за внимание!

Вы наконец-то отдали ребенка в детский сад? Обязанности воспитателя детского сада включают в себя уход за подопечными, организацию досуга малышей и проведение развивающих занятий. А это значит, что в вам ребенок не только находится под присмотром и учится общаться со сверстниками. Уже после нескольких недель посещения детского сада вы заметите, как ваш малыш развивается и перенимает все новые навыки. Так все-таки, за что именно отвечает воспитатель в дошкольном учреждении и из чего именно состоит его работа?

Основные обязанности сотрудника

Ритм современной жизни предполагает своевременный выход из декрета всех женщин, воспитывающих маленьких детей. Самый простой способ позволить маме работать, как только крохе исполнилось три года, - отдать малыша в детский сад. Обязанности предполагают, что этот специалист не только следит за порядком в группе, но и занимается с детьми. В его компетенцию входит вывод детей на прогулку, организация режима дня и соблюдение графика приемов пищи и сна. воспитателя детского сада включают в себя и сопровождение группы на профильные занятия к другим педагогам, организацию развивающих занятий и игр в группе.

Чем еще занимается воспитатель?

Должен этот педагог заниматься самообразованием, так как именно он составляет план организации досуга и проведения занятий в группе. Внедрение новых методик развития и проведения пробных занятий по рекомендациям разных известных педагогов обязательно. Занимается также воспитатель вместе с другими педагогами организацией и подготовкой праздников. В обязанности этого сотрудника входит также При необходимости это могут быть даже консультации относительно домашних занятий с ребенком и решения возникающих в быту проблем. Обязанности воспитателя в детском саду предполагают некоторую отчетность перед родителями. Педагог должен поговорить с каждым, рассказать об успехах ребенка, его поведении в группе и обучаемости.

Стоит ли идти работать в детский сад? Обязанности воспитателя детского сада каждый сможет выполнять?

Эта работа идеально подходит тем, кто любит детей и умеет находить с ними общий язык. Чаще воспитатели работают полдня, соответственно, для личных дел времени остается более чем достаточно. Но педагог, приходящий утром, должен уже в 7.00 занять свое рабочее место и встречать первых малышей. Требования к воспитателям в государственных дошкольных учреждениях минимальны - это наличие профильного образования, нередко на работу с радостью берут молодых специалистов без опыта. Для того чтобы устроиться работать в частный детский сад могут потребоваться дополнительные знания и умения, здесь все зависит от особенностей организации и личных пожеланий руководства. Полезно знать, если вы собираетесь идти работать в детский сад, обязанности воспитателя детского сада предполагают большую ответственность и педантичность. В течение дня вам придется следовать плану и контролировать, чтобы тем же занимались дети. Работа с малышами потребует и самообладания, помните о том, что не все дошкольники послушные. Многие напротив отличаются капризностью и вредностью.

Навеяно жалобами мамочек на детские сады, особенно моей землячкой из Гомеля Aries в ее "Трудно однако быть белой вороной". Мне просто хочется рассказать о той стороне, которую многие родители не видят, может быть некоторым мамочкам поможет начать конструктивный диалог с пед.коллективом сада, который посещает их ребенок

С недавних пор я сама активная сторонница доктора Комаровского, а тогда просто руководствовалась здравым смыслом и нормативными документами.

Быть педагогом - единственное, что я могу в этой жизни Мое знакомство с наукой педагогикой началось в 10-11 классе, когда я занималась на УПК по профессии "Воспитатель детского сада". После школы закончила БГПУ им. М. Танка в Минске, факультет "Специальное образование". Работать начала поздно, в 25 лет, но смогла поработать и воспитателем и логопедом в саду, и учителем-дефектологом в школе. Несколько раз уходила из педагогики, но все равно возвращалась. И, если бы воспитателям платили бы больше, я бы осталась работать в саду, я до сих пор скучаю по этой работе.

После 10 класса я проходила практику в саду, который посещал мой младший брат. Лето, воспитателя уходят в отпуск, дети объединяются в сборные группы. В ту группу, где я помогала, привели новенького мальчика. До сих пор помню его - Виталик, 1,9 года. Его отдали мне на попечение, чтобы воспитатель не сильно на него отвлекалась, потому что он был самый младший и самый шустрый. Со мной он научился есть из ложки, начал больше говорить, без меня не хотел ложится спать днем и плакал, когда не находил меня после. Мамаша родила его поздно, от женатого любовника, тряслась над ним, как Кощей над златом. Однажды устроила нам разнос, что мы-де бьем ее ребенка скакалкой и у него следы на попе. Грозила всеми страшными карами. Оказалось, что худенький мальчик просто проваливался в горшок, его засасывало, и отсюда следы на попе. Это был мой первый педагогический опыт.

Моя настоящая карьера тоже началась с работы воспитателя. Вы не представляете, насколько тяжело угодить родителям. Лично мне в глаза говорили, что я плохой воспитатель, потому что я молодая, у меня нет своих детей и соответственно никакого опыта. В тоже время другие родители говорили, что хотят отдать своих детей в мою группу, потому что я (ВНИМАНИЕ!) молодая, у меня нет своих детей и я отдаю всю свою энергию их детям.

Чего только не было в моей небольшой (в общей сложности 6 лет) воспитательской практике. Мамочка по специальности детская медсестра строго следила за санитарным состоянием группы, а сама приводила ребенка в грязной одежде со следами вчерашнего обеда и не стиранном нижнем белье. Бабушка, санитарка в больнице, вынесшая мне мозг за открытую форточку при приеме детей, ее внук, видите ли часто болеет бронхитами из-за этого, и мамашка ребенка, гасящая бычок от сигареты прямо у центрального входа в сад, под окнами нашей группы. Еще одна мамочка-наседка выносила мозг чистотой, ее ребенок до сада НИКОГДА не видел унитаза, дверь в туалет запиралась и снаружи тоже, ребенок для справления надобностей усаживался на горшок прямо посреди зала, а в саду, добравшись до унитаза, долго с ним играл, и купался в нем руками (благо все уже было смыто раньше, так что вода была чистая). Эта самая мамочка сетовала на то, что воспитатели мало внимания уделяют чистоте (ей хотелось стерильности), она сменила несколько нянь, жаловалась на то, что ее ребенок за три года жизни уже три раза подхватил сальмонеллу и 4-5 раз лежал в инфекционке. Однажды я не выдержала и сказала ей, что вы хотите от сада когда на одного воспитателя и его помощника приходится 22-25 детей, если вы одна со своим сыном справится не можете, ведь сальмонеллу он не в саду подхватил, а дома, в вашей стерильности он ни одной бактерии не видел.

Меня всегда поражали родители, приводящие детей в сад в зимних комбинезонах при температуре +15. Я их просила одевать полегче, детям тяжело бегать на прогулке, они потеют, от этого простывают, а потом виноваты воспитатели - недосмотрели. Или летом на выходных накормят лишь бы чем, в понедельник бегут к врачу с поносом, а на группу вешаю карантин по ГЭКу, типа он в пятницу чем-то в саду мог отравится. Я всегда возмущалась: карантин по ГЭКу в саду, приедет санстанция, возьмет мазки со всего, что угодно, уберутся и простерилизуются все игрушки, детям не с чем играть все это время. А почему никто не приедет к отравившемуся ребенку домой, почему не посмотрят в холодильник на состояние продуктов, на чистоту в доме? Хотя бы не спросят, чем питался ребенок все выходные. Чуть что - сад виноват.

Честно скажу, я была ленивой воспитательницей. Мне было проще вывести детей на улицу, чем пытаться удержать их энергию в группе, чтобы они не разнесли мне все, что было сделано с большим трудом. Я была ленивой и поэтому дети раздевались сами, им только помогали расстегнуть, развязать и т. д., дети сами складывали вещи в шкафчики (естественно я потом все складывала аккуратно). Во время проулки мне было скучно просто сидеть на лавочке, поэтому я подметала веранду от песка каждый день. Летом дети помогали мне поливать цветы, осенью собирать опавшие листья, зимой убирать снег (естественно все в меру их возможностей). Группа всегда проветривалась, убиралась.

Не всегда получалось идти на прогулку. Особенно осенью во время затяжных дождей. На веранде просто не было места, чтобы всех спрятать, а на участке огромные лужи. Я понимаю, сейчас многие мамочки скажут, что позволяют своим детям гулять в дождь по лужам. А теперь представьте воспитателя, у которого 22 ребенка на попечении. Одного она пустит под дождь в лужу, потому что мама разрешила. А что делать с 21 ребенком, которым мамы не разрешают, а им так хочется пойти к тому единственному счастливцу? Естественно, что и вашему ребенку не разрешат. И совсем не из вредности. И форточку в группе закроют не из-за страха замерзнуть и заболеть, а из-за нежелания иметь проблемы от тех родителей.

Теперь расскажу немного про еду. Не знаю, как на Украине или в России, в Белоруси с этим строго. Меню разнообразное, здоровое. Именно поэтому мы, воспитателя заставляем есть детей. Потому что большинство детей не могут получить такое разнообразие дома. И не потому что они бедные. А потому что маме проще сварить макароны с сосиской, отрезать колбасу с хлебом, чем приготовить салат из свежих овощей. Дети отказываются от гуляша, от печеночных котлет, от творожных запеканок просто потому что они банально не знакомы со вкусом этих продуктов. Ну не каждая среднестатистическая мама готовит разнообразно. Зато чипсы, газировка, жвачки, конфеты в неограниченных количествах - это да, это родительская любовь и забота.

Был у меня мальчик в группе, Владик, в возрасте 3-х лет он весил 28 кг (бабушка говорила, что наши весы врут и он весит только 25). Вы себе можете это представить? У меня племянница в 7 лет весила 22 кг. Так вот эта самая бабушка однажды спросила меня, не страдает ли внучек лишним весом. Получив положительный ответ, она со мной не согласилась. Врач ведь не говорит об этом, типа, у него конституция такая. Бабушка жаловалась, что он совсем ничего не есть (действительно в саду он практически к еде не прикасался), зато дома в перерывах между кормлениями передвигался по дому с булочками, печенюшками и прочими пряниками. Этого Владика бабушка так разбаловала, что он в возрасте 3,5 лет потребовал перевести его в другую группу, потому что у него воспитательница некрасивая. А когда он не хотел идти в сад, он говорил, что его там бьют взрослые. Однажды одна бабушка, подруга этой самой бабушки, увидела с балкона в бинокль! что я забираю у Владика все игрушки и не даю ему играть (это не смотря на то, что участок обсажен высокими деревьями. глазастая, однако, бабушка). Я действительно однажды забрала игрушку у мальчика с похожей комплекцией и то только потому, что он этой игрушкой бил другого ребенка.

Поверьте, такого маразма в саду хватает. Одна мамаша, работающая прокурором, грозила помощнику воспитателя (у нас так нянечек называют) уголовным делом по статье растление заведомо малолетних за то, что она помыла ее дочку когда она покакала. Ну положено по САНПиН мыть ясельных детей, а не вытирать бумагой. Так нянечку, у которой больше 20 лет опыта работы именно в ясельной группе, обвиняют в педофилии.

А ведь кроме родителей, в саду есть администрация, есть начальство от из рано разных уровней, есть санстанция и пожарные, которые иногда требуют прямо противоположные вещи.

Воспитателей в садах не хватает, они вынуждены работать с огромной переработкой, которую не часто можно оплатить, у них куча документации, планов и конспектов занятий. За всей этой бумажной работой и оформлением группы у них не остается времени на детей, хотя все таки это их основная обязанность. Но об этом все начальство вспоминает только в случае ЧП.

Извините за длинную статью, просто накипело. Я согласна, что есть откровенно плохие воспитателя. Одна такая уволилась из-за меня (но это уже другая история, если вам интересно, могу рассказать в другой раз). Воспитатели, как и врачи, просто заложники той системы, которая им платит зарплату. Они бы и рады по-другому, но не могут. Так что попробуйте просто попытаться найти с ними общий язык. Поверьте, они только рады будут не заставлять Вашего ребенка есть, но только при условии, что Вы об этом их попросите. Как и все остальные, воспитатели не умеют читать мысли.

P.S. Я безумно рада, что благодаря доктору Комаровскому в разы увеличилось количество адекватных родителей. Много можно изменить, вода камень точит. Всем терпения, упорства и удачи, особенно Евгению Олеговичу!