Лучшие качества таджикских мужчин. Межнациональные браки: история таджикского Штирлица и русской женщины Почему таджики не женятся на русских

Семьи Таджикистана, в отличие от Европейских семей, по обычаю очень большие. Под одной крышей проживают несколько поколений родственников, соблюдая между собой строгую иерархию. Отношения строятся в первую очередь на беспрекословном подчинении хозяину дома и почитании старших.

Женщине в таджикской семье отведена особая роль. С одной стороны мать является хозяйкой в доме и женой главы семьи, но с другой, она же беспрекословно исполняет любую волю своего мужа и его родителей. Несмотря на такое неприемлемое для европейских женщин отношение, все же дискриминацией назвать это нельзя.

Ведь такие отношения складывались веками. И пройдя многие испытания, порой в тяжелых местных условиях, понимание правильности таких отношений только укрепилось. Возрастом для замужества девушек считается 13-14 лет. И, несмотря на закон, по которому девушки должны дождаться своего совершеннолетия, негласно браки все же заключаются.

Брачные узы закрепляет Имам, а не ЗАГС. Жизнь таджиков определяется исламом. Религия чувствуется во всем: в быту, в традициях, в отношениях, в искусстве и в воспитании детей. Особую роль играют обряды, особенно свадьба. ЗАГС посещают только по желанию, а вот обряд «Никах», который проводит местный мулла - обязателен.

Без этого брак не будет считаться браком, а дети будут незаконно рожденными. Невесте одевают на голову семь платков. Мула заговаривает воду, а невеста должна ее выпить. Сорок дней после свадьбы молодая жена ходит в национальном костюме.

На свадьбу приглашают всех: родственников, друзей, коллег и даже просто знакомых. Свадьба проходит в несколько этапов: в начале дома у невесты, потом в доме у жениха, потом общая свадьба и гулянье для друзей и коллег. На самых скромных свадьбах присутствуют от 500 человек.

Так же пышно отмечают обрезания, рождение ребенка и многие другие памятные события. Для таджиков очень важно, чтобы столы были наполнены, и не было ни единого свободного места. И не важно, что еда останется, важно, чтобы ее было с избытком. Всем руководят старшие, а молодые только исполняют.

Традиционно должен быть калым (выкуп за невесту). Существует определенный перечень того, что молодожены должны взять у своих родителей. Чаще всего «приданное» начинают собирать с рождения ребенка. Вообще молодые полностью зависят от своих родителей.

Ведь очень рано женясь, они действительно еще многого не понимают. И даже если молодым что-нибудь вдруг не понравится, они промолчат. Старшие мудрее и знают, как правильно. Так воспитывают детей.

В Таджикистане нередко встречается многоженство. Официально, конечно, многоженство запрещено, но на практике это совсем не редкость. Регистрации, конечно, нет, но все же женой называется первая, и вторая, а может и третья.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью.

Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Женщина-таджичка должна всегда молчать. Без разрешения мужа или свекрови она не имеет права выйти на улицу.

Домашним хозяйством занимаются только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и ни в коем случае не должна навещать своих родителей.

На нее возлагается сразу очень много хозяйственных дел. Она полностью подчиняется во всем своей свекрови и всем остальным старшим родственникам, но в первую очередь своему мужу.

По свадебной традиции невеста должна плакать. Так это и происходит на всех свадьбах.

Таджички сами по себе очень красивы. У них прекрасные темные глаза необычной формы. Национальная одежда: платье и штаны под это платье из красивой ткани.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. С раннего возраста малыши очень активны и самостоятельны. Они дружат большими компаниями, а главное, с детства воспитываются в традициях.

Старшие ребята заботятся о младших, младшие слушаются старших и везде ходят вместе. Большие дети носят маленьких, средние сами бегают за старшими.

Сами по себе дети очень общительны и активны. С самого малого возраста они помощники своей семье. Быстро и с охотой выполняют любые поручения взрослых. Легко справляются с домашней скотиной и многочисленными хозяйственными делами.

Дети не живут отдельно, они полноценно принимают участие в жизни семьи. Таджики не загоняют детей спать, не заставляют их есть, не скрывают от них взрослых дел. Дети живут так же, как и взрослые: подчиняются старшим, по-взрослому работают и отвечают за свои поступки.

Таджики очень гостеприимный народ. Гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин считает своим долгом вкусно угостить гостя. В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. В ней всегда есть специальное почетное место для главного гостя.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Перед застольем и после него, обязательна молитва, благодарение и хвала Всевышнему. У таджиков обряд свой, отличный от других мусульман.

Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди. Таджики могут позволить себе и спиртное.

Интересный факт, что первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. Для званого гостя таджики обязательно приготовят плов. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Женщины кушают отдельно в другом конце дома. Им нельзя входить в помещение во время застолья мужчин. Любой посторонний мужчина, желающий пообщаться с женщиной, должен обязательно спросить позволения у ее мужа или у хозяина дома. Таджикские мужчины никогда не ходят по дому в ночной одежде или с оголенным торсом.

Если хозяина нет дома, но пришел гость, жена обязана его пригласить в дом. Но мужчина не должен туда заходить. Нельзя посторонним мужчинам общаться с женщиной в отсутствие ее мужа, отца, или иного родственника мужского пола.

Таджики очень любят дарить подарки. Никогда они не придут в гости без даров. Вообще, таджикские мужчины, очень щедры. Они добытчики для своей семьи и им важно, чтобы в доме всего всем хватало. Но всего важнее для них мнение соседей, друзей и родственников. Они стремятся поддерживать отличные отношения и хорошее мнение о себе.

Для таджиков семья является основой их жизни. Для семьи они трудятся, семьей хвалятся. Все описанное выше, является образом традиционной таджикской семьи. В современном же мире, многие стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, еще есть множество семей, дорожащих своими традициями.

ДУШАНБЕ, 17 авг — Sputnik , Иззат Шариф. Закон в Таджикистане запрещает иметь двух жен. Но это мало кого останавливает.

В стране мужчины с высоким и средним доходом — от чиновников до бизнесменов — имеют вторых жен.

Для сильной половины Таджикистана вторая жена — это престижно, но для женщин такой статус чаще всего означает путь в никуда. У женщины нет на руках официальной регистрации брака (благословение муллы при никахе не в счет), а значит она бесправна, и ее дети считаются незаконнорожденными.

В Таджикистане девушки и женщины становятся вторыми женами по разным жизненным обстоятельствам: по любви, ради статуса, от безысходности или страха.

Sputnik Таджикистан пообщался таджичками, которые стали вторыми женами, и узнал, каково им живется в данном статусе.

Официально многоженство в Таджикистане запрещено, но смельчаки находятся

В Таджикистане по закону многоженство карается крупным штрафом или 2 годами исправительных работ. Имамы должны проводить обряд венчания только после предоставления свидетельства о браке из ЗАГСа.

Тем не менее многоженство в Таджикистане имеет место быть. Такой союз происходит только по религиозным исламским законам, то есть официальная бумага о вступлении в брак не выдается. В таких мусульманских браках мужчина всегда в выигрышном положении, но никак не женщина.

Обычно в таких семьях мужья полностью содержат вторых жен. В основном мужчина живет с первой женой и воспитывает детей, ко второй приходит время от времени. Обычно для второй жены покупается отдельный дом или же снимается квартира.

Если же мужчина решает прекратить эти отношения, женщина не может претендовать на алименты, раздел имущества и так далее, поскольку документов о вступлении в брак у нее нет.

В первые годы независимости вторые жены вызывали полное непонимание в обществе. Сейчас, к сожалению, это стало более привычным и никого не удивляет. Для многих девушек быть второй женой у богатого и именитого мужчины считается престижным.

Такой муж дарит заботу и любовь, а вся бытовуха достается первой жене, как и обязанности прислуживать его родственникам.

В отдаленных кишлаках мужчины могут взять овдовевшую соседку второй женой из добрых побуждений, чтобы помочь ей материально.

Он взял меня второй женой, чтобы я ухаживала за его родителями

Одна из причин многоженства в Таджикистане — миграция. Уезжающие на заработки мужчины заводят двух жен — одну в Таджикистане, другую в России. В России возлюбленные знают свои права и настаивают на регистрации отношений. В Таджикистане девушек устраивает и никах.

Самире еще нет и 30, у нее двое сыновей. Родители выдали девушку замуж за Ходжиумара, когда ей исполнилось 17 лет. Он приехал домой из России, отдал деньги на калым за невесту. Местный мулла совершил обряд никах, обошлись без официальной регистрации брака. Была пышная свадьба в кишлаке.

Пожив с женой месяц, Ходжиумар вернулся на заработки. Через год соседи рассказали Самире, что у ее мужа есть другая, официальная жена в России. Муж это отрицать не стал и во всем признался. Рассказал, что его жена (получается, первая, так как официальная) русская и женились они по любви, воспитывают двоих малышей.

Тогда Самира поняла, что он женился на ней только для того, чтобы кто-то жил с его родителями и прислуживал им.

"Я бы ушла, но родители меня обратно не примут. Для них это позор, возвращение дочери. Да и детей поднимать надо. Деньги он какие-никакие отправляет мне. Раз в год приезжает навестить, да и детки его любят. Свекровь меня утешает, что он к старости вернется. Но мне уже все равно", — признается она.

Меня угрозами заставили стать второй женой

Зачастую бывает, что обеспеченный мужчина на склоне лет может насильно взять второй женой молоденькую девочку, которая годится ему в дочери. Такие невесты легко управляемы и внушаемы.

История Хадичи драматична. Она была хрупкой 15-летней девочкой, когда ее приметил известный человек в Таджикистане, имени его она не называет. Он воспылал страстью к ней, почти ребенку, хотя его дети были старше ее, и стал ухаживать, но она сразу же отвергла все его притязания.

"Он был мне противен. Одно то, что он может касаться меня, повергало в ужас. Когда он прислал сватов, отец отказал им, потому что не представлял меня в качестве второй жены. Но он был могущественным человеком, стал угрожать, что со света сживет нас, и родители согласились", — вспоминает Хадича.

Какое-то время они прожили вместе, она родила ему детей, но так и не смогла полюбить.

"Сейчас он уже совсем старый и живет со своей основной женой в семье старшего сына. У моих детей статус незаконнорожденных, потому что официального брака не было. Сводные братья и сестры от первой жены сторонятся их. Дети учатся в школе, тех денег, что мне выделяет муж, не хватает даже на самое необходимое. У меня нет образования, да даже если бы и было, работать мне нельзя. Я даже на улицу без его разрешения выйти не могу", — тяжело вздыхает она.

Он меня использовал и бросил

В Таджикистане девушки ценят внешний лоск избранника, красивую внешность, дорогую машину. Они принимают ухаживания мужчин, у которых есть деньги. Но очень часто такой выбор заканчивается крахом. Избалованные вниманием женщин такие мачо меняют вторых жен, как перчатки.

Сарвиноз из интеллигентной семьи, ее родители — учителя. Она встретила Собира, когда училась в школе. Он был настойчив, обещал ей золотые горы, ездил на шикарной машине, и девочка увлеклась им. Сразу же после выпускного она собралась за него замуж. Ее даже не остановило то, что он уже был женат на другой.

Через 2 года, Собир бросил ее с ребенком на руках, и она вернулась к родителям. После долгой депрессии девушка поступила в вуз, получила образование и теперь владеет собственной организацией, которая помогает женщинам, попавшим в беду.

"Не поверите, таких, как я, вторых, жен в Таджикистане много. Но официальной статистики нет. Женщин сегодня устраивает быть вторыми женами и иметь хоть какие-то средства к существованию, потому что жизнь очень трудная. Очень много таких же, как я, брошенных. Но в отличие от них у меня есть образование, и я могу прокормить себя и ребенка, да и родители мне помогают, они добрые. А у многих этого нет, особенно в кишлаках. Тех, кого бросили, не принимают родители, у них нет образования, и многие из них, чтобы выжить, идут на панель", — рассказывает она.

Вторая жена — это счастье

В Таджикистане есть и такие семьи, где первые и вторые жены живут с мужем под одной крышей. Мужчина заботится о них и любит всех сыновей и дочерей.

Озода — вторая жена, она живет в браке уже 20 лет. Своего Химата она полюбила сразу. По ее словам, он был очень красивым и достойно ухаживал за ней.

"Да, я знала, что он женат, но когда он предложил стать второй женой, я согласилась. После долгих уговоров его жена Мархабо тоже ответила согласием", — рассказывает она свою нехитрую историю.

Они живут в одном доме, Озода с детьми на втором этаже, Мархабо с детьми — на третьем, живут одной семьей. Для жен Химат составил расписание визита, которые он неукоснительно соблюдает. Конечно, без эксцессов не бывает, иногда сыновья могут подраться, но они с Мархабо регулируют ситуацию, да и старшие помогают, заботятся о младших.

"Мы вместе принимаем гостей. Муж не делит нас на любимую и нелюбимую, не выделяет нас. Вначале это было сложно и непривычно, но постепенно я привыкла", — делится она.

Взяли второй женой, чтобы помочь

Бывают и такие случаи: чтобы помочь материально и оградить молодую вдову или брошенную девушку от назойливых расспросов и осуждения, мужчины предлагают им стать второй женой.

Такое явление распространено в кишлаках, где на плечи одинокой женщины ложатся не только заботы по дому, но и приусадебное хозяйство, а также зарабатывание денег.

Такова история Сабохат, муж которой трагически погиб в аварии. Она осталась одна с 4 детьми.

"Уже довольно пожилой мужчина предложил мне стать второй женой. У него не было каких-то намерений в отношении меня. Он знал нашу семью и видел, как мне материально сложно растить детей одной", — рассказывает она.

Жалею, что в молодости меня не отговорили

Сами мужчины неоднозначно относятся к двоеженству в Таджикистане. Большинство — позитивно, втайне мечтая иметь вторых, а то и третьих жен и так далее по нарастающей. Но с возрастом они осознают всю тяжесть таких браков.

У Хасана собственный бизнес. Он владеет магазином мебели. Вначале бизнес процветал и шел в гору. Именно в тот период он, муж и отец двоих детей, встретил красивую девушку. Она так понравилась ему, что он взял ее второй женой, несмотря на запреты первой.

"После второго брака я уже вошел в раж и не смог остановиться. Красивых девушек же много. Сейчас у меня 4 жены и 20 детей. Старших уже надо женить и выдавать замуж. Но силы уже не те, да и бизнес тоже", — разводит он руками.

По его словам, сейчас из-за экономического кризиса дела в магазине идут плохо.

"Я как тот султан из песни, но не заботой я окружен, а частыми скандалами и выяснениями отношений с женами. Я жалею, что никто тогда меня не отговорил от этого шага. Зачем мне это надо было, теперь я и сам не знаю. Содержать такую большую семью очень трудно", — сокрушается он.

По мнению правозащитницы Сарвиноз, жениться второй или третий раз — это уже реалии сегодняшнего дня для Таджикистана, да и других стран. Наказание за это очень мягкое — крупный штраф или два года исправительных работ. Поэтому запретительные меры никого не останавливают.

"Может быть, следует пересмотреть закон, чтобы помочь женщинам в этом вопросе. В отличие от мужчин вторые жены и их дети — уязвимая категория. Нет официального статуса жены, потому что нет регистрации брака, женщины не имеют права требовать обеспечение, жилье, алименты. Для того чтобы защитить их, единственное, что можно сделать, это узаконить многоженство", — считает правозаступник.

Где официально разрешено многоженство

На сегодняшний день многоженство разрешено в Брунее, Афганистане, Алжире, ОАЭ, Конго, Мьянме, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Танзании, Сенегале, Свазиленде и других странах.

В Великобритании и Норвегии многоженство официально признаётся только в том случае, когда мужчина зарегистрировал брачный союз со второй и/или последующими женами в этих странах.

Швеция признаёт браки многоженцев, заключенные за рубежом, но право на жительство и получение социальных пособий имеет только первая жена. При этом признаются брачные союзы гражданина Швеции не более чем с четырьмя жёнами

Живет со мной в одном доме таджичка Савсан. Женщина лет пятидесяти, по-русски говорит плохо, носит халаты, много молится и болтает по телефону. За бабушкой присматривает. На заработках, вроде как. Савсан любит поболтать. Сегодня рассказала про таджикский обычай заводить несколько жен. Она и сама была второй женой 26 лет, четверо детей родила.

Многие мужчины в Таджикистане берут вторых жен. Нужно несколько условий. Во-первых, первая жена не должна возражать. Если возражает, можно и скрыть. Если жена городская, то не получится, в городе все всех знают, а деревенская в город сама не пойдет - мужа боится. Во-вторых, нужно, чтобы родители были не против. Все всё знают, все со всеми знакомы. В- третьих, муж полностью обеспечивает вторую жену и ее детей. Покупает или снимает квартиру, покупает запасы еды мешками, деньги дает.

Второй женой может быть и молодая девочка, которя никогда не была замужем, а уж взрослой, у которой дети, подавно никто слова не скажет. Муж то у одной жены живет, то у второй. Но у второй больше. Муж Савсан с ней жил несколько месяцев, потом на день к первой жене в деревню уезжал. А иногда и Савсан с собой брал. Говорил, вторая жена плохо пахнет. А как она должна пахнуть? В деревне жизнь простая: за коровами смотреть, за хозяйством, лепешки печь. Если невестка в доме мужа живет, на ней все хозяйств. Она в 5 утра встает и начинает мыть, стирать, готовить, хозяйство вести. В деревне тяжело. Савсан городская, ей легче. Лепешки в магазине продаются, горячая и холодная вода из крана течет, газ подведен, на работу можно ходить - муж слова не скажет. Понятно, кто чем пахнет.

Я так и не поняла, какой женой быть лучше: первой или второй. Вторая ревнует больше. Первая тоже ревнует, но молча, в сердце, а вторая кипит.

Муж Савсан вечером придет домой позднее обычного, она быстро поест, все уберет и сидит в кресле надутая.

Джаным...

Джаным...

Э, джаным, что такое?

Что? Хорошо погулял? Много девок было?

Ай, джаным, ну какое гулял? Аллах видит!

И не разговаривает с ним. А он ходит по квартире и не знает, куда себя деть. Устал, спать хочет, а нельзя. Ляжет - все, утром война. Вот и ходит: то телевизор включит, то магнитофон, то слипающиеся глаза холодной водичкой помоет. А она специально не ложится и не говорит ничего. Мучает. Только он присядет в кресло, задремлет, его джаным хватает подушку и идет спать в соседнюю комнату. Муж за ней, мириться.

У Савсан было 2 поклонника: таджик и узбек. Вроде и одного любит, вроде и второго. Нужно что-то решать. Наварила Савсан казан плова, собрала их вместе, познакомила. Хочу, говорит, квартиру. И машину. Кто мне купит, с тем и останусь. Таджик говорит: "Машина будет, а квартиру... Я постараюсь... надо посмотреть". Квартиры в Душанбе дорогие, двухкомнатная 56 тыс долларов стоит. "А ты что скажешь?" - второму. "Куплю квартиру. И машину куплю. Свою продам, тебе куплю". И купил. Квартиру и машину. Вышла Савсан замуж за узбека, жила в новой квартире, четверых детей растила. Бизнесом занималась: обувью торговала на базаре и иногда разные товары из Москвы возила. То водку, то еще что.

Сейчас Савсан живет в двух часах на электричке от Москвы. С мужем она давно разошлась, завела тут нового поклонника, тоже таджика, в магазине охранником работает. Тот ее ревнует.

Хозяйство веди, - говорит, - и за бабушкой смотри. Вот твое дело. А на улицу не ходи. Зачем тебе на улицу?

Зовет Савсан замуж, а она не идет. У нового мужа она тоже была бы второй женой, но взять с него нечего. Да и не нужно Савсан ничего: квартира есть, от прошлого мужа осталась. А быть невесткой - дело не завидное, и здоровье уже не то. Как ни уговаривает ее вся семья жениха, она не соглашается. Зачем свободной обеспеченной девице муж? Незачем.

Худенький, маленький, в оборванных штанах и с грязными ногами - не мужчина, мечта. Причем женщин разных стран - двух как минимум. В 34 у него уже седая башка, куча голодных родственников и вечно нет денег. Другой бы на его месте запил, а таджик Нигматулло просит звать его Саней и источает такую непрошибаемую уверенность в собственной неотразимости, что невольно перестаешь удивляться его мужской востребованности и в Таджикистане, и в России.

«Я жена не люблю, я Фатима люблю! Питер - лучший город на земле!» - кричит он на весь двор на окраине Душанбе. «Да-да, не любит, это все знают, - кивает головой соседка, - только каждый год ей по ребенку делает и снова в Россию к Фатиме уезжает».

В России около миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана. Они кладут асфальт и плитку, убирают улицы и подъезды, работают в супермаркетах, строят дачи и копают огороды. Их денежные переводы на родину составляют 60% ВВП страны - по данным Всемирного банка, по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимает 1-е место в мире. Так же Таджикистан вырвался на 1-е место в другом рейтинге - по количеству брошенных женщин. Раньше «страной оставленных жен» называли Мексику, тоже славящуюся своей дешевой рабсилой, теперь - Таджикистан.

До распада Союза таджикская диаспора в России составляла 32 тыс. человек, сейчас она в семь раз больше и растет как на дрожжах. В прошлом году, по официальным данным, таджики с русскими сыграли 12 тыс. свадеб. «Каждый третий таджик, уезжающий на работу в Россию, домой никогда не вернется» - к такому выводу пришли исследователи МОМ (Международной организации по миграции). 90% таджиков оседают в Москве и области, 5% в Питере, остальные едут в Поволжье и на Дальний Восток.

Фатиму, любимую женщину таджика Сани, на самом деле зовут Светой. Ей 29, работает медсестрой в детской больнице, живет в Питере с мамой. «Она мне помогать по-русски, а я с ней за это живу, - объясняет Саня, - я хочу прописку Питер, а мать ее, Люда, злая, не хочет меня». В Питере он уже восемь лет, чуть меньше живет с Фатимой-Светой. За эти годы она приняла мусульманство и переехала к нему на съемную квартиру. После работы убирается и готовит не только для Сани, но и для его дяди и братьев - всего их в «трешке» восемь человек.

Раз в год Саня наведывается в Душанбе, к законной жене и детям - их у него четверо, последнему всего год. С Фатимой детей нет. «Ах-ах, она хочет», - таджик томно закатывает глаза и целует фотку своей темноволосой возлюбленной в телефоне. Рано или поздно они поженятся и у них будут дети, не сомневается Саня, а «злая Люда» пропишет его в свою квартиру.

Саня - мужик порядочный: каждый месяц шлет домой переводы на 5–7 тыс. рублей, регулярно звонит и пусть редко, но приезжает. И ему хорошо, и жена счастлива. Большинство таджичек, отлично зная о вторых «русских семьях», в очередной раз провожая мужей на заработки, с ужасом ждут SMS-развода. «Талак, талак, талак!» - и все, свободна. SMS-разводы захлестнули страну, а политические деятели разделились на два лагеря: одни требуют признать такой развод легитимным, другие - запретить как неуважение к женщине и шариатским законам: по канонам «талак» надо говорить лично.

Любовь с огоньком

Брошенных женщин - тысячи. Кто-то от безысходности и неуверенности в себе становится самоубийцей. Кто-то едет за мужем в Россию или пытается получить хотя бы алименты. 28-летняя Латофат из Душанбе подала на сбежавшего мужа в суд и ждет теперь заочного решения об алиментах. «Он уехал на заработки 1,5 года назад, - рассказывает она. - Вначале звонил, потом попал в России в тюрьму на полгода за воровство, ну а несколько месяцев назад вообще исчез».

Латофат жила у свекрови - по старой традиции муж всегда приводит жену к своим родителям. По новой традиции пока муж на заработках, недовольная свекровь может запросто выгнать невестку с детьми на улицу - достаточно позвонить сыну и сказать, что она ей не нравится.

До свадьбы Латофат мужа не знала - их сосватали родители. «Оказался наркоманом, избивал меня постоянно, а когда уехал, стала поколачивать свекровь», - опустив глаза, вспоминает женщина. В итоге она с двумя детьми вернулась в свою семью. Устроиться на работу не может - окончила всего четыре класса школы. «Потом началась война, стреляли и днем и ночью, и родители перестали пускать меня на улицу, - говорит Латофат. - Они рассуждали, что уж лучше пусть я буду живой, чем образованной, но изнасилованной или мертвой».

«В кишлаках таких девушек без образования тысячи, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Они все - бесправные рабыни свекровей, терпят сколько могут, а потом - в петлю. На днях к нам обратилась за помощью сестра одной такой самоубийцы. Утром встала, подоила коров, убрала в доме, приготовила завтрак. А потом пошла в сарай и повесилась. Муж в России, осталось двое детей».

На севере Таджикистана в ход идет канистра с бензином - желающих поджечь себя назло бросившему мужу или ненавистной свекрови становится все больше. Через ожоговый центр в Душанбе проходит около 100 таких самоубийц в год, половина из них - жены трудовых мигрантов. 21-летнюю Гульсифат Сабирову привезли из кишлака три месяца назад в ужасном состоянии - у нее было обожжено 34% тела. После шести пластических операций на нее все равно страшно смотреть.

«Он меня мучил, избивал, а потом сказал: или сама себя убьешь, или я тебя задушу», - едва шепчет она обожженными губами. После очередной ссоры с мужем она пошла в сарай и вылила на голову канистру бензина, а потом бросила спичку.

Муж Гульсифат тоже несколько раз работал в России и по всем меркам был видным женихом. Гуля - самая младшая из восьми детей, самая красивая и скромная. Он только вернулся с очередных заработков, увидев ее в кишлаке читающей Коран, влюбился и прислал сватов. «Хоть она голодать не будет», - сказали родители, выдавая ее замуж. Через пять дней после свадьбы муж снова уехал в Россию, а Гуля осталась у свекрови. Потом вернулся, но вместе они не прожили и двух месяцев. Уже в больнице выяснилось, что Гуля беременна.

«Он ее правда любит, да и она, когда он приходит, становится такая радостная, активная, - говорит Зафира, старшая медсестра отделения. - За 14 лет, что я здесь работаю, первый раз вижу, чтобы муж так за больной ухаживал. Он ждет ее из больницы, делает ремонт в комнате, а ее родители - ни в какую. Считают, что его должны посадить».

Медсестры, несмотря на ее жуткий вид, Гуле даже завидуют: брак по любви, пусть он и вылился в такую чудовищную трагедию, в Таджикистане все еще большая редкость. Большинство союзов укладывается в простую схему: сосватали - родились дети - уехал в Россию - бросил.

Мужья напрокат

Чем дальше от Душанбе, тем чаще вместо машин едут навстречу ишак-мобили. В повозках женщины и дети. Дорога в идеальном состоянии - ее строили китайцы, в кредит. Теперь, чтобы добраться из Душанбе в Худжанд (бывший Ленинабад), нужно платить - бесплатной альтернативы просто нет. На полях с только что распустившимся хлопком - одни женщины.


«Спасибо России, что даете нашим мужьям работу!» - кричит нам самая пожилая из всех. Одна не видела мужа пять лет, другая три, большинство - не меньше двух. За месяц работы под палящим солнцем (на градуснике 45 градусов) они получат мешок картошки, лук да морковь. Зарплаты хватит ровно на два килограмма мяса. Но другой работы все равно нет, поэтому все в поле.

В кишлаках, которые на современный манер называют джамаатами, мужчины давно наперечет. Аловедину Шамсидинову из джамаата Навгилем 72, сыновья давно в Ростове-на-Дону, после смерти жены назад - присматривать за ним - вернулась невестка Махина с детьми. В России она прожила с мужем восемь лет, работала в больнице операционной сестрой, потом украшала торты.


«По-всякому мы пробовали получить гражданство - чего бы ни врали по телевизору, его не дают, - говорит Махина, доставая из тандыра пышущую жаром лепешку. - Единственный верный способ - жениться на русской, поэтому очень много фиктивных браков. С другой стороны, у всех таджиков, живущих в России, есть местные подруги. И много других браков - мусульманских, «никох» называется».

Махина хочет вернуться назад, к мужу. «Хочется уехать, правда хочется - а дед ни в какую!», и одного его оставить нельзя - родственники заклюют. И мужу в кишлаке нечего делать. Навгилем находится в 2 км от города Исфары, раньше там были заводы - химический, гидрометаллургический, спиртзавод, и фабрики - швейная и прядильная. А сейчас на весь район 100 рабочих мест.И без мужа плохо - и не хочется, чтоб свои проклинали, если бросит свекра.

«У нас тут еще дикие нравы, никто своих прав не знает, - тяжело вздыхает зампред джамаата по делам женщин и семьи Суясар Вахобоева. Она вроде мирового судьи - в случае семейных конфликтов вызывает стороны для переговоров и объясняет, что невестка - тоже человек. - Как бы ни старались власти, в кишлаках по-прежнему девочек не пускают в школу и выдают замуж в 14–15 лет. А дальше - заколдованный круг: он приедет ненадолго, сделает ей ребенка - и назад, в Россию». «Может, они и отпускали бы девочек в школу, но зачастую нет даже денег, чтобы купить форму и собрать ранец», - говорит Мавлюда Ибрагимова из ассоциации по защите прав женщин трудовых мигрантов.

«Соломенные жены»

«Женщина без мужской ласки чахнет и становится похожа на сушеный урюк, что растет у нас в огороде», - машет 46-летняя Васила рукой в сторону высокого дерева. У Василы лицо круглое, гладкое, бока плотные - не то что у ее подруги Малохат, от которой муж уехал в Россию много лет назад, тоже обзавелся семьей и ни разу с тех пор в кишлаке не объявлялся. «У нас сосед вернулся с хаджа, я к нему без спроса пошла, на пять минут - а он из-за этого взял и развелся со мной, осталась одна с четырьмя детьми», - тяжело вздыхает Малохат. Таких, как Малохат, полкишлака, а Васила на всю округу одна.


Василе из джамаата Чоркух надоело, что ее муж вечно на заработках, а денег присылает крохи, и когда он приехал к ней на побывку, просто заперла его в доме. «Он в Сызрани работал, в Иванове, я его все пытала: у тебя там кто-нибудь есть? Он - нет! А потом, когда я ему устроила истерику и сказала, что все равно не отпущу, мне его «жена» начала названивать и требовать его назад, вот кобель! - Васила - руки в боки, золотые зубы блестят на солнце - баба боевая, с высшим образованием, бригадирша в поле, сама купила и водит «шестерку». Мужа она не отпускает уже три года. - Дочки на папу не нарадуются, я его к себе в бригаду взяла - ну и пусть денег почти не зарабатывает и стонет, что хочет в Россию, зато я при мужике».

Чоркух упирается в горы, вдоль низких пыльных домов бежит мутный арык, в котором моет посуду и ноги все население Чоркуха - женщины и дети. Возле старинной мечети сидят аксакалы - они следят, чтобы девочки, отправляясь с ведрами на колонку, не слишком смотрели по сторонам. Одно их слово - и если в кишлаке появится жених, к ней во двор он никогда не заглянет.

В кишлаке Шахристан, что на севере Таджикистана, нравы не такие суровые, а мужиков еще меньше. Тут с работой еще хуже, и единственный способ выжить - податься в Россию. Мавлюда Шкурова носит темный халат и белый платок, она в трауре - полгода назад ее мужа Рахмата сбил насмерть микроавтобус. Ему было 44, осталось четверо детей. В Шахристан в прошлом году вернулись в гробах еще трое мужчин.


«Рахмат стоял на остановке в подмосковном Щекине, рядом с хладокомбинатом, где работал и жил, - рассказывает его брат Немат. - Его сбил Александр Сухов, денег даже на гроб не дал - все равно, сказал, посадят». За девять лет, что Рахмат был в России, старый дом совсем развалился, а на новый он так и не заработал. Теперь на трудовую вахту отправился его старший сын - ему еще нет 17, только закончил 9-й класс. «Одна надежда - на него, - едва не плачет Мовлюда. Второй сын ходит рядом - он инвалид детства. - Звонил на днях - работали с ребятами у армян на даче, а им не заплатили. Он от обиды плакал, я тоже рыдала».

Хабиба Наврузова, учительница русского языка, с пятью детьми уже шесть лет живет без мужа. Младший сын отца ни разу не видел. Старшую дочь сама замуж отдавала - по всем законам это должен делать отец. И свекровь сама хоронила - муж, хоть и звонит иногда, говорит, что нет денег приехать. Даже на похороны.

«Традиции, с одной стороны, все еще сильны, а с другой - отчаянно нарушаются, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Раньше представить себе было невозможно, чтобы у нас родителей бросали, а теперь старики сами к нам за помощью обращаются - подать иск против сына на алименты в твердой сумме».


Хабиба же свято верит, что еще чуть-чуть - и загулявший муж вернется. «Звонил недавно, в сентябре теперь обещает», - убеждает нас Хабиба. «Вернется он, жди, когда совсем старый станет и никому не нужный!» - подкалывают ее соседки. Она не обижается - тут в каждом дворе «соломенные жены».

Фатима-Света из Санкт-Петербурга готовится к мусульманской свадьбе-«никох» - Саня-Нигматулло по телефону сделал ей предложение. Скоро закончится «ураза» (пост), и он снова вернется в Питер. «Таджики ответственные, своих не бросают», - убеждена Фатима. Она совсем не переживает, что будет «второй женой» - главное, что любимой, говорит она.

О чем говорят 13 таджикских мужчин

«Женская логика оставляет неизгладимый след на мужской психике»

Пожалуй, в жизни каждого молодого человека наступает момент, когда он готов обзавестись семьей и начать новую жизнь. Хоть и говорят, что «хорошее дело браком не назовут», семья это один из базовых институтов общества, цель и смысл жизни большинства людей. Однако в современном мире с возрастающей эмансипацией женщин и меняющимся отношением к семье, этот смысл порой утрачивается. В нашей традиционной культуре, формированию семьи отводится огромное количество времени и усилий, эта тема одновременно является чуть ли не самой важной и насыщенной многочисленными сплетнями и в то же время - очень редко обсуждается открыто. В этой статье я попытался приоткрыть занавес над этой злободневной для многих из моих друзей темой, и показать ее вам глазами молодых людей, пытающихся справиться с данным испытанием - каждый по-своему.

Заранее предупрежу милых дам, что все нижепредставленное покажется им очень субъективным мнением лишь с одной стороны, с элементами мужского шовинизма и скептицизма.

"Полнота красок жизни заключается именно в плюрализме взглядов на нее"


1. Большой и в чем то наивный мужчина, 24 года, холост.

«Прожив достаточно разную жизнь, я исколесил полмира, бежал от себя, от своей семьи, потратил много времени и денег с никчемными людьми вокруг, осознал ценность настоящей дружбы и семьи. Я не идеален, как говорят у меня имидж не самого лучшего человека, во мне много проблем и сложностей. Однако, когда речь идет о женитьбе я стараюсь прислушиваться к своему сердцу, в то же время именно в этом вопросе меня все больше беспокоит мнение и ожидания окружающих, ожидания моих родителей, наверное это самое таджикское во мне. Я вернулся на Родину, но она стала чуждой мне, мне стыдно признаться, но каждый раз я с огромной радостью покидаю её. Я всегда хотел жениться на таджичке, может выбирал не лучших девушек - мне не везло с ними, как мотылька меня привлекал свет и блеск, однако сейчас я понимаю, что за блеском скрывались пустота и никчемность. Можно сказать, что как и многие другие мои одинокие друзья, сейчас я нахожусь в полном разочаровании и на грани депрессии. В голове играют разные мысли, от мысли о необходимости женитьбы, в надежде на то что моя жизнь устаканится и приобретет смысл, до мысли о том как я смогу провести жизнь с чужим мне, ограниченным в своем мировоззрении человеком, с которым мне не поспорить об экспрессионизме и эпохе возрождения в архитектуре. Но это не самое страшное, страшнее быть с холодным и чужим человеком, не способным тебя понять. Раньше девушки проводили большую часть времени и общения со своими мамами, были похожи на них, понимали ценность института семьи, можно было легко определить склад ума и уровень воспитания по маме. Сегодня они живут за рубежом, у них многочисленные подруги, интернет, телефон, сотни друзей в одноклассниках и вконтакте, люди меняются, на них влияет социум, а в Душанбе сегодня он мягко говоря, не благоприятный»

2. Щедрый, добрый, но очень принципиальный мужчина, 25 лет, холост.

«Не могу понять таджикских девушек. Из моего достаточно солидного опыта общения с представителями противоположного пола, могу сказать, что я пришел к выводу, что лучше и безопаснее всего быть одному. Если бы можно было делать детей через клонирование, эта проблема бы во многом бы отпала для меня на долго. Прожив долгое время за рубежом, я полностью отдалился от бытовой реальности жизни таджикской молодежи. Я с трудом понимаю диалект и акцент на котором говорят современные девушки в Душанбе. Не говоря уже об их менталитете и ценностях. И количество возможных вариантов из 1 миллиона таджичек моего возрастного диапазона, уменьшается с каждым днем роста моих требований. Я считаю, что после женитьбы, у мужчины есть возможность всего 10 лет жить нормальной полноценной жизнью. Так как по истечению этого срока, обычно появляются дети, и женщина по силе данной ей природой начинает садиться на голову и крепко держать мужчину за одно место. Это может происходить и в мягкой форме, и в брутальной форме, и в мудрой форме. Это неизбежно, и с этим мирятся даже самые самоуверенные мачо. Получается, мужчине нужно совсем немного: чтобы человек согласился на его правила, не мешал нормально жить и зарабатывать хотя бы первые 10 лет. Однако, те кто согласны на эти условия не соответствуют критериям, а те кто соответствуют - не согласны. Девушки видят в нас современность и прогрессивность западной культуры, в которой мы живем. Однако прожив здесь долгий срок, сохраняя и тщательно оберегая свою культуру, мы стали более традиционными, что вызывает непонимание и выглядит архаизмом для современных девушек Душанбе. К примеру, я выступаю против социальных сетей и считаю что в браке супруги должны обращаться друг к другу на Вы. В современных условиях Душанбе, в среде образованных девушек из интеллигентных семей - это вызывает смех и непонимание»

3. Мягкий, верующий в Бога, честный мужчина, 26 лет, холост.

«У меня нет такого большого опыта как у моих товарищей, но на мой взгляд, являясь популярными среди представительниц противоположного пола, они вообразили себя принцами, не понимая, что к принцам тянутся лишь фейковые капризные принцессы. На мой взгляд человек не измерим мировоззрением и дипломами. Есть настоящие, тихие, сдержанные и во многом робкие девушки с большим сердцем и чистой бескорыстной душой. Если же заведомо лететь на свет и все яркое, можно обжечься и сгореть. Тем более нельзя забывать, что кроме того помимо тебя там сгорели десятки других мотыльков. Большинство выбирают себе жен по внешним признакам, уровню образования и происхождению семьи. Все это напоминает мне покупку яркой брендовой машины в люксовой комплектации, с высокой стоимостью содержания и риском угона. Жена же на мой взгляд должна быть надежной и неприметной, как говорят на Западе, той с которой ты можешь провести не только пятницу вечер, но и субботу»

4. Видавший многое и разное, способный выжить в любом месте, 28 лет, женат, есть ребенок.

«В уже далеком 2008 году, залого до того как я женился, вместе с автором этой статьи мы вывели достаточно интересное и жизненное правило, которое обозвали «синдромом принцессы», им болеет любая более или менее привлекательная девушка без жизненного опыта, которой уделили внимание несколько парней, его хорошо иллюстрирует моя цитата: "Принцессы нужны печальным принцам, а нам веселым комбайнерам нужны простые надежные доярки!" Каждый волен сам выбирать свой путь, я выбрал свой и могу сказать, что полностью счастлив, что вернулся в Таджикистан, женился на простой девушке, делаю карьеру и воспитываю сына. А воспоминания о другой жизни, о принцессах и другом ненатуральном мире остались позади. Есть сегодняшний день, моя семья и моя Родина. Может не самая лучшая, но моя, такая как есть»

5. Интеллигентный и сдержанный мужчина со своими принципами, 29 лет, женат дважды, есть ребенок

«У меня была большая нетаджикская любовь в жизни, может и звучит банально, но это была настоящая любовь, затем я, общество вокруг меня, мои друзья и родители и все вокруг - убедили меня отказаться от нее и жениться на таджичке. Женившись в спешке, я нарвался на пустую куклу с веселой семейкой в придачу, в первый же день после свадьбы она начала вести себя неадекватно. Оказалось, уровень восприятия мира у человека, с которым мне предстояло провести всю свою жизнь - был ограничен моим статусом, брендами, дорогими машинами с запоминающимися номерами, дешевыми понтами, скандалами и никчемностью. К счастью, мы попрощались с ней достаточно быстро. Причем развелись мы больше не из-за разногласий между собой, а скорее из-за общества вокруг нас. Были моменты, когда я думал об одиночестве, как об идеальной модели жизни для мужчины, затем родители предложили кандидатуру и я решил рискнуть во второй раз.….»

6. Успешный бизнесмен с добрым сердцем, 27 лет, женат, есть ребенок.

«Женитьбу я воспринимал, как бизнес сделку, она должна была пройти гладко и быстро, принести свой результат через 9 месяцев и стороны должны были остаться довольны. Следовательно, стороны должны были быть одного калибра и сделка должна была быть взаимовыгодной. Все условия партнерства - оговорены заблаговременно. А любовь -дело наживное. Конечно, тяжело осознавать, что с этим чужим человеком тебе ложиться в постель на протяжении всей оставшейся жизни. Но в то же время, на собственном опыте я убедился, что полгода воздержания способны воспитать любовь в любом человеке. Нельзя забывать, что ты скрепляешь союз практически с ребенком не равным тебе, не имеющим никакого жизненного опыта и понимания того о чем говорят мужчины. Призываю наших ребят к терпению и пониманию, порой в чем-то можно уступить своему самолюбию и звездности, во благо семьи и осмысленной жизни»

7. Веселый и понимающий, разный и свой в любой среде, 25 лет, женат, двое детей.

«Почти всю свою сознательную жизнь я прожил в Душанбе, пытался жить за рубежом, но вернулся дважды, женился я по любви и достаточно рано, это был мой выбор. Для меня никогда не было важно происхождение или образование человека, это все критерии, их может быть много, но не быть самого главного. Если нет любви, из союза критериев ничего не получится. Я боготворю человека, который рядом со мной, она подарила мне двух замечательных детей. Я счастлив. Можно сказать, что иногда общаясь со своими ровесниками, я задумываюсь, что женился рано и лишил себя многого, но когда я обнимаю своего сына, я забываю про все, в том числе и про большинство своих друзей. Любая мудрая женщина понимает, что мужчине нужна свобода и возможность периодически спускать пар. На мой взгляд, сегодня Душанбе переживает сексуальную революцию, появилась полная свобода и вседозволенность, меняется менталитет молодых людей и девушек. Те кто приезжают, не могут понять и уследить, так как уезжали они из одной страны, а вернулись в совсем другую, сохранив свои представления и ожидания неизменными»

8. Импульсивный слушатель порывов сердца с рациональным складом ума, 24 года, холост.

«Я человек сложный и самолюбивый, ищу свою таджикскую любовь уже больше трех лет, честно говоря, «чем дальше в лес, тем страшнее волки». Пытаюсь внушать себе то, что нужно перетерпеть и идти на жертвы ради детей и будущей семьи. В то же время живу за рубежом и узнаю о современном Таджикистане такое, что волосы дыбом, и порой понимаешь, что лучше жениться молодым и наивным. Недавно одна из девушек из Душанбе рассказала мне, что мечтой среднестатистической незамужней душанбинки является, конечно же, успешное замужество. Оказывается, есть два варианта современной мечты о принце на белом коне: обычно это дилемма - выйти замуж за «состоятельного лоха» или «брутального хара». Причем «лохом» считается муж, позволяющий своей жене работать, ездить за рулем и носить любую одежду. А за «брутального хара» можно только по любви, так как придется терпеть грубое обращение и побои. Ко всему была добавлена народная мудрость: «Лоха лох накни, гунохаш бар сари ту». Причем самое страшное, что я понимаю, что как бы и не хотелось быть «лохом», харом быть сложнее, и то что в нашей культуре есть тип женщин, которым действительно нужны «брутальные хары», которые, сплевывая насвай, могут покрыть матом и дать четко понять, кто в доме хозяин. Может, мне много хочется, но мне кажется что любовь и семейная жизнь должны приносить удовольствие, облегчая и наполняя смыслом нашу жизнь. В идеале, жена должна вместо того чтобы систематично насиловать мозг, регулярно делать массаж головы по вечерам».

9. Иногда задумывающийся эгоист, 25 лет, холост.

«Мне важно, чтобы она любили меня и не мешала мне любить себя. Может и звучит гиперэгоистично, но это моя природа. Конечно же хотелось бы, чтобы этот человек был внешне привлекательным, не обделенным образованием и происхождением, чтобы не было стыдно выйти в свет и познакомить с друзьями. Может быть, мужчине нужно время, чтобы созреть для женитьбы и посвятить себя одной женщине. Прежде всего, нужно разобраться в том, что ты хочешь и чего ты ждешь от брака. И насколько легко этот человек сможет войти в твою семью. Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь куда плывешь. Нужно четко представлять картинку в голове, жена совсем не обязательно будет тщательно и систематично выносить мозг на регулярной основе или будет на огромной дистанции. Это ненормально! Порой кажется, что все мужчины одинаково не счастливы со своими женами, но не признают этого, терпят ради детей и сохранения гармонии. Они придумали миф о том, что это нормально, они пьют и изменяют, считая это оправданным лекарством в такой ситуации. А женщины продолжают насиловать им мозг, не вникая в первопричину».

10. Мужик сказал, мужик сделал, 23 года, женат, есть ребенок.

«Сложный выбор, женитьба - это большой трудный шаг в пропасть, который лучше делать с закрытыми глазами. С первого дня приходит осознание того, что твоя жизнь значительно усложнилась. И если до свадьбы были легкие отношения по настроению, то после свадьбы - над отношениями нужно работать не покладая рук. Тут не до измерения настроения. Я убежден, что чем моложе человек, который переживает все это, тем легче ему все это дается, так же как и любое другое образование. Это большая школа взросления и понимания ответственности. Язык отношений мужа и жены достаточно своеобразен, особенно в нашей культуре, где мужчина должен четко «расставить все точки над «и» и полностью контролировать ситуацию, принимая решения за двоих. Так как в нашей культуре ты женишься практически на ребенке без жизненного опыта, получается, ты не создаешь союз с равным себе, а скорее удочеряешь ребенка и приобретаешь чувство ответственности за него. От того, как ты его воспитаешь и что объяснишь, зависит твой брак. В такой ситуации на мужчине лежит в разы больше ответсвенности, к которой мало кто готов, скажем по правде, на которую никто осознанно и на трезвую голову не пойдет. Все ведь смотрят фильмы и эмансипируются, умничают и представляют себе союз с равным человеком, забывая свою культуру и реалии. Поэтому и женятся рано - прыжок в пропасть с закрытыми глазами. Если же полностью понимать и осознавать весь уровень ответственности до свадьбы, то отпадет любое желание».

11. Человек стремящийся к идеалу, 24 года, холост.

«Несмотря на боль и разочарование в своей жизни, я скорее из тех, которые внушают себе, что счастье человека заключается в служении людям, в счастье всех окружающих его людей, а чтобы сделать людей счастливыми необходимо переступить через свой эгоизм и понять нужды окружающих. Вся моя жизнь- это борьба с самим собой. Жизнь в чем-то похожа на половой акт, от нее получаешь значительно большее удовольствие, если чувствуешь, какое удовольствие ты доставляешь окружающим. Но до этого уровня мышления необходимо дорасти, как необходимо дорасти до понимания благотворительности. Вечно голодный и ненасытный бедняк, не видевший полной тарелки в своей жизни - не сможет поделится кладом, свалившимся на него с неба. Так и с любовью - те, кто ей обделены всю свою жизнь, не смогут дарить ее и доставлять счастье окружающим бескорыстно, единственный выход - учиться дарить любовь, счастье и внимание бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Тогда полноценных людей в этом мире будет больше»

12. Виртуальный герой любовник, 28 лет, холост.

«Во многом все это наивно, может даже глупо. Выглядит, будто я иду на поводу у женщин. Из своих 28 лет, более пяти лет я прообщался лишь с одной девушкой, да и то только по телефону. Может это и смешно и невпечатляюще, однако, так как нас всегда разделяли тысячи километров, мы привыкли и к этому. Мы ругались, мирились, снова ругались и снова сходились, и все это происходило в рамках нашего виртуального общения. С одной стороны, отношения на расстоянии - нечто оптимальное в традиционных таджикских реалиях переполненных запретами, однако иногда это может доходить до абсурда. Не секрет, что в виртуальном общении человек по ту сторону провода или монитора может быть совсем другим в реальности. Смелая уверенная в себе девушка с аватаром из рекламы белья, в реальной жизни чаще всего оказывается застенчивой серой мышкой. А скромная стеснительная аватарка "в индийском стиле вид сбоку" или "фото на отвлеченную тему" могут скрывать за собой самых разных людей. По моим подсчетам я провел в телефонных разговорах и Интернет-общении безостановочно больше 18 месяцев из 5 последних лет. Прообщавшись с одним человеком столько времени, я отменил свою свадьбу в последний момент. Причем передумал не спонтанно, не по вине кого-либо, а скорее из предчувствия и своих личных принципов. Может, в чем то я попался на удочку «любовь вопреки», так как все были против наших отношений, а именно запретный плод особенно сладок. В итоге, я продолжаю общаться с этим же человеком виртуально, кто знает, может это единственный подходящий для нас вариант общения»

13. Маленький человек с большими амбициями, 22 года, женат, двое детей.

«Если ты назвался таджиком, продолжаешь им быть и стремишься создать союз с таджичкой, нужно идти до конца и быть последовательным во всем. Нужно следовать традициям во всем и не строить голливудских иллюзий о семейной жизни. Прежде всего, необходимо найти девушку традиционного воспитания «без голливуда в голове», без мифа о равноправии, эмансипации, без привычки обращения к мужчине на «ты», без претензий на право голоса и принятия решений. Нельзя быть и европейцем, и таджиком, если ты европеец, женись на европейках и не строй иллюзий о таджикской семье, так как нашим современным девушкам нельзя давать волю и говорить с ними о равноправии или давать им свободу, они не привыкли и морально не готовы к этому. Свободу можно сравнить с вирусом, малые народы целиком вымирали от легких вирусов, привнесенных европейцами, так как у них в крови не было выработано никаких антител. Также и наше общество не готово к всеобщей вестернизации и свободе. Поэтому каждый год растет количество разводов, матерей-одиночек и неверных жен».Читателям могло показаться, что большинство наших героев настолько устали от своих отношений, что стали женоненовистниками. Слишком уж много скепсиса и шовинизма в некоторых высказываниях, однако просьба не судить строго голую мысль и не искать аналогий с реальной жизнью. Дорогие женщины, мы Вас всех любим и не представляем своей жизни без Вас.