Как быть спокойней с детьми. Как сохранить душевное спокойствие ребенка

А буду говорить, что я делаю, когда ощущаю себя уставшей и раздраженной.

У меня сейчас двое детей — дочке 2,9 лет, сыну 8 месяцев. Дочка постепенно приближается к кризису трех лет, а настроение сына меняется резкими скачками. И последнюю неделю малыш вымучивает верхние зубы, плохо спит, орет и не слезает с мамы:)

Такое бывает абсолютно у всех матерей. Не верю, что где-то есть идеальные дети, которых никогда ничего не беспокоит... Колики, зубы, какие-то кризисы, скачки развития... У моей дочки были колики, но зубы лезли незаметно. У сына — наоборот. А кому-то так «повезло», что сразу наваливается и первое, и второе, и третье. Как быть?!

Что делать, когда уже невмоготу?

  • Как я уже часто говорила, важно замечать свою усталость на ранней стадии. Не доводить до того состояния, когда вам хочется всех переубивать. Чем раньше вы начнете восстанавливаться, тем лучше! Не ждите, что все само рассосется!
  • Примите свою усталость и раздражение. Скажите себе: «Да, я ору на детей. Да, меня все бесит! Да, я устала, я ничего не успеваю. Да, я не могу всегда быть „на высоте“ и постоянно улыбаться, как идеальная счастливая мама». Эта стадия — очень важна! Жизненно важно перестать маскировать свои чувства, перестать изображать «вечный позитив», не считать усталость чем-то позорным и ненормальным.
  • Включить режим экономии энергии. Важно сделать это как можно раньше. Не беда, если несколько дней меню вашей семьи будет более скудным. Я при первых признаках усталости начинаю готовить каши (в ту же овсянку можно добавить изюм, орехи и корицу), макароны, гречку с овощами... Также я перестаю мыть полы каждый день (если на то нет реальной необходимости). И оставляю только самую минимальную уборку.
  • Если есть возможность, не стесняться просить о помощи. Это не унизительно, это нормально. Пусть папы/бабушки/подруги/няни погуляют с детьми. Или еще как-то помогут. Я обычно прошу супруга погулять со старшей дочкой. Он уходит с ней в парк часа на 3-4, а я за это время с одним младшим хорошо восстанавливаюсь. А уж если дочку забрали куда-то на целый день... К вечеру становлюсь совсем доброй.
  • Включить режим наполнения энергией. Составьте список тех дел, которые вас расслабляют. Это можно делать даже с детьми. Я могу какое-то время смотреть фильмы. Общаться с подругами. Сделать небольшую зарядку. Потренироваться в плетении кос. И конечно, используйте свободное время по-максимуму! Если дети уснули — делайте только то, что вас максимально (!) наполняет. И решите заранее, что это будет.


Что здесь самое сложное?

Казалось бы, все элементарно. Ощущаешь усталость — отдыхай! Тогда ты быстро станешь уравновешенной, довольной и счастливой. Тебя уже ничего не сможет разозлить... После этого и ребенок станет спокойным... Но есть некоторые препятствия:

  1. Иногда женщина не может признать и принять свои чувства. Вылезает синдром отличницы, хочется открыть «второе дыхание», хочется бороться до конца. И тут очень важно сменить свое окружение. Если вокруг нас только успешные неунывающие мамы, нам бывает стыдно отстать от них, признать свою слабость. Например, моя мама — сильная женщина. И когда у меня родился первенец, она непроизвольно не позволяла мне быть уставшей. Считала, что малыш — это сплошное счастье, и с одним младенцем невозможно устать. Конечно, сейчас я тоже понимаю, что один грудничок — это курорт. Но если вы совсем недавно стали мамой, научиться расслабленной жизни с детьми — очень нелегко. Как правило, этот навык приходит уже с появлением второго ребенка. Так вот, не принимать свои чувства, отвергать свою усталость — очень опасно! И если у вас нет сочувствующей мудрой подруги, имеет смысл обратиться к психологу.
  2. Иногда женщины не умеют просить о помощи. Им кажется, что их все отвергают. Просить помощи — целое искусство, ведь важно сделать это мягко, не выставляя претензий. Но в то же время — решительно. Некоторые мамы ждут, что их мужья сами предложат помощь. Но если вы уже устали — вы больше не можете тянуть время. Будьте уверенной в себе и аккуратно попросите супруга погулять с малышом. Не забывайте о благодарностях!
  3. Женщина не умеет отдыхать. Самое популярное препятствие. Отдали ребенка бабушке, а сами не можете не нервничать, снуете из угла в угол, не находите себе место... Знакомо? И вроде время свободное есть — целых два часа! Но вы либо бросаетесь что-то отчаянно мыть, либо принудительно залезаете в ванну... И не получаете никакого удовольствия. Все мысли только о ребенке, о предстоящих делах или о чем-то подобном... И вот, бабушка с малышом уже на пороге, а вы так и не заметили, как бессмысленно потратили драгоценное время. О том, как научиться отдыхать, я напишу отдельную статью. Это умение — очень важно. Благодаря ему за 15-20 минут детского сна вы станете спокойной, как удав. Здорово, не так ли? Но все это приходит только с практикой... И засчет внимательного отношения к себе.

Воспитание детей во многом зависит от вашего самочувствия. Чтоб быть чуткой и сдержанной — порой, достаточно просто хорошо отдохнуть. Сегодня я постаралась рассказать, как стать позитивной и спокойной, приняв свои отрицательные эмоции и начав восстановление. Если статья была полезна — нажмите на кнопки социальных сетей и подпишитесь на обновления блога. До связи!

С рождения малыш не доставлял родителям хлопот, был тихим, много спал, мама успевала не только переделать все дела, но и отдохнуть.
В полтора-два года, когда другие родители буквально с ног сбивались, пытаясь хоть как-то упорядочить неуемную активность и любознательность своих карапузов, мама и папа такого ребенка продолжали наслаждаться покоем: он мог часами сидеть на ковре, катая машинку или перебирая игрушки. Малыш не пытался выбраться из коляски, когда мама делала покупки, и не вопил, когда наступало время ложиться спать. Его одежда оставалась чистой после прогулки, он не лез туда, куда нельзя, не требовал внимания - вообще ничем не огорчал маму. И вот теперь…

К занятиям не готов!

В возрасте четырех-пяти лет в обычно начинается первая подготовка к школе. Вот тут-то родители к своему огорчению замечают, что их «образцовый» малыш совершенно к этим занятиям не готов: он упорно «не хочет» запоминать и выводить в тетрадке буквы, не слушает объяснений, не отвечает на вопросы. Нередко педагоги жалуются, что на занятиях он «плохо себя ведет»
- отвлекается, шумит, бегает или просто ложится на пол.
Когда такого ребенка наконец - в четыре-пять лет - приводят на консультацию к психологу, специалисту в первую очередь бросается в глаза тот факт, что у него недостаточно развита речь. Малыш употребляет только существительные и глаголы, слова «да» и «нет». В его речи нет прилагательных, поэтому она скудная и невыразительная. А если ребенок не научился пользоваться предлогами (на, под, над) и наречиями (слева, справа, внизу, вверху), то он не в состоянии выполнить несложное задание типа «отступи на две клеточки вниз», ему трудно делать даже самую простую детсадовскую , так как многие команды оказываются непонятными. Какая уж тут ! При этом ребенок чувствует, что он «хуже других», злится, поступает назло, не реагирует на замечания и уговоры. Такое состояние, при котором поведение ребенка заметно «отстает» от его реального возраста, принято называть «задержкой психического развития».

Когда надо насторожиться?

Возникает резонный вопрос: неужели так радующее родителей спокойствие всегда таит в себе какую-то опасность?
Если ребенок редко плачет и много спит, само по себе это совсем не плохо. Но, наслаждаясь относительной свободой, очень важно вовремя заметить признаки нарушений в .
Так, месячный малыш обязательно должен оживляться при виде мамы, двухмесячный - поднимать головку, лежа на животе. В четыре месяца наступает время переворачиваться с живота на спину, в пять месяцев - со спины на живот. В шесть месяцев здоровый ребенок начинает самостоятельно садиться.

Следующий этап - очень важный(!) - ползание. Если малыш в семь-восемь месяцев не делает попыток ползать, это тревожный симптом! У такого ребенка не только не развиваются должным образом мышцы, но и не формируются связи между полушариями и отделами мозга. В результате ослабевает стремление познавать мир, а мозг оказывается не готовым к освоению речи и другой интеллектуальной деятельности.
Также очень плохо, если до года младенец не радует вас своим гулением - разнообразными звуками, которые произносит пока неосознанно.
Если родители обращаются к специалистам в первые месяцы жизни малыша, исправить положение прекрасно помогают и лечебная физкультура.
В наиболее серьезных случаях детский психоневролог может назначить лечение с помощью медикаментов. Хорошо, если удастся найти квалифицированного гомеопата-невропатолога, так как гомеопатические препараты действуют более мягко и не дают побочных эффектов. Про гомеопатию для деток читайте .

Нельзя научиться плавать на суше…

И невозможно освоить речь, не слыша ее, не отвечая на вопросы, не играя в речевые . Даже вполне здоровый ребенок, лишенный внимания и постоянного общения со взрослыми, рискует попасть в ряды «отстающих». Если же у ребенка есть даже небольшие неврологические нарушения, освоение речи потребует более серьезных усилий и от него самого, и от родителей. Однако, к счастью, задержка психического развития преодолима, если взрослые смогут вовремя разобраться в проблемах малыша и сумеют наверстать упущенное.

Это полезно

Нужно стремиться развивать ребенка в процессе ежедневного общения. Задайте малышу вопрос, из каких частей состоит, например, шкаф. Скорее всего, он не сможет на него ответить. Вот вам и тема для обучающей беседы: у шкафа есть стенки, дверцы, полки. Естественно, взрослым нужно не только показывать и называть эти составные части самим, но обязательно просить делать это ребенка.
Малыш, возможно, умеет в правильном порядке произносить названия чисел, и родители полагают, что он умеет считать. Но понимает ли он, что значит «на один меньше», «на два больше»? А ведь без этого знания осмысленного решения даже самых простых задач не получится. Осваивая эту премудрость, необходимо непременно считать конкретные предметы (яблоки, карандаши, конфеты, кубики и т. п.), так как в этом возрасте у детей преобладает еще образное, конкретное мышление, и опираться нужно именно на него. Проверьте, хорошо ли ребенок ориентируется в пространстве. Прежде всего он должен усвоить, где лично у него низ, верх, право, лево, что находится спереди, что - сзади. После этого можно переходить к освоению пространства стола (ставим чашку на стол, за кувшин, слева от тарелки, и т. п.). Полезны физические упражнения типа «коснуться правым локтем левого колена», «дотронуться левой рукой до правого глаза». Только когда все это освоено, имеет смысл переходить к пресловутому «отступить две клеточки» и начинать занятия по учебнику для самых маленьких.
Интересна и эффективна игра для : подбираем определения к слову, перебрасываясь с ребенком мячиком. Каждое слово - бросок. Например, к слову «заяц» подходят слова «пушистый», «белый», «трусливый», «резвый» и д?р. Потом можно подбирать глаголы. Чем больше слов, тем лучше. Полезно вместе с ребенком учить, скажем, мишку или куклу чистить зубы, застилать постель, убирать одежду в шкаф и т. д. Маленьким «копушам» легче следовать уже выработанному стереотипу, они не могут «сходу» освоить новое действие. Чтобы эти полезные для жизни стереотипы складывались быстрее, надо заранее проговаривать каждую операцию, которую ребенку предстоит выполнить.

С чего все начинается?

Поведение жизни зависит в основном от двух причин: врожденного темперамента и состояния его здоровья. Самая древняя классификация темпераментов делит людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. С точки зрения современной психологии, принадлежность к тому или иному темпераменту обусловлена интенсивностью процессов возбуждения и торможения, а также быстротой их смены. Среди детишек, способных молча лежать или сидеть в коляске, вы никогда не встретите холериков (оба процесса у них сильны, но возбуждение преобладает) и сангвиников (самые уравновешенные, так как оба процесса у них активны и подвижны). Такие дети могут быть лишь флегматиками (процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, переход – медленный) или меланхоликами (и возбуждение, и торможение имеют малую силу, переход тоже дается с трудом). Нередко уже одного этого может быть достаточно, чтобы малыш, придя в детский сад, прослыл «копушей» или «мямлей», а с началом занятий по подготовке к школе попал в неуспевающие. Он «удобен» для взрослых до тех пор, пока сидит в коляске или манеже.
Состояние здоровья недавно родившегося ребенка зависит в первую очередь от того, как протекали . Пережитые мамой осложнения часто становятся причиной разнообразных нарушений у малыша. Причем ребенок, который сообщает о своем дискомфорте громким настойчивым плачем, скорее получит необходимую ему помощь, чем тот, который предпочитает лежать тихо даже в мокрых пеленках.

Чего делать нельзя?

Водить ребенка с задержкой психического развития на курсы по подготовке к школе бессмысленно и даже вредно. Ведь если программа непосильна для него, во время занятий он лишь получит очередную дозу стресса, с малых лет привыкая чувствовать себя неудачником. Надежда, что он усвоит «хоть что-нибудь», как правило, неоправданна. Невозможно научиться, например, сравнивать числа, если малыш не умеет сравнить между собой, например, березу и елку, высокое дерево и низкое, красный кубик и зеленый. Время обучения чтению и счету настанет позже – сначала нужно научиться называть, описывать и сравнивать предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Если ребенок к четырем годам еще не научился самостоятельно одеваться, убирать игрушки и т. п., приложите максимум усилий, чтобы он освоил эти простейшие навыки – не надо все делать за него, хотя, конечно, для мамы так проще и быстрее.

В современном обществе много внимания уделяется теме правильного воспитания и особенно глубоко психологи изучают вопрос, можно ли кричать на детей. Несмотря на призывы к демократичному, уважительному отношению к малышам, взрослые кричат на детей дома, на детской площадке, в магазине. Хорошо, если подобные срывы единичны. Но довольно часто крик на детей становится у родителей единственным «убедительным» аргументом. Не важно, действительно ли малыш вёл себя нехорошо, или просто у мамы было плохое настроение – в любой ситуации крик, как воспитательный приём, недопустим и даже опасен для психического здоровья крохи.

Как крик влияет на будущее детей

Каждый ребёнок на повышение голоса отреагирует по-своему. Это связано с врождёнными особенностями развития психики. Почему нельзя кричать на детей? В зависимости от восприимчивости ребёнка, слов, произносимых во время скандала, могут проявиться разные негативные последствия:
  • развитие инфантильности даже у самых энергичных детей;
  • подавление эмоций, что приводит к формированию страхов, препятствует нормальному общению, созданию здоровых взаимоотношений с людьми;
  • неуверенность, развитие, комплекса жертвы, накопление обид, нежелание анализировать свои поступки, быть ответственным за свою жизнь;
  • развитие замкнутости, аутизма и других психологических расстройств, особенно у одарённых детей;
  • изменение поведения, проявляющееся либо в постоянном противостоянии, либо в лицемерии, попытках угодить.
В детстве происходит формирование личности. В это время малышу нужна спокойная обстановка, мамина защита, любовь. Когда на кроху кричат, он становится уязвимым, теряет доверие к окружающим, а потому не может раскрыться в социальном, эмоциональном и даже интеллектуальном плане. Иначе говоря, растёт человек, не способный достичь успеха, стать счастливым в отношениях, реализовать свой природный потенциал. И что самое худшее – этот малыш, став взрослым, тоже будет кричать на своих детей.

Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей

Как не кричать на ребёнка? Психологи рекомендуют мамам и папам провести серьёзную работу над ошибками:
  1. Избегайте раздражающих факторов (стрессы на работе, переутомление).
  2. Планируйте время, ориентируясь на ритм жизни ребёнка. Если вы заранее учтёте, что малыш медленно собирается, ходит, постоянно отвлекается на окружающие предметы, то перестанете опаздывать, а значит и нервничать.
  3. По мере роста крохи, изучайте психологические, физические особенности его возраста. Тогда вы будете спокойнее реагировать на капризы трёхлетки, каракули в тетради у первоклашки.
  4. Относитесь к малышу с уважением, так же, как к любому другому человеку. Вы же не требуете от окружающих полного подчинения своей воле? Вот и ребёнка не нужно ругать за то, что он не выполняет ваши приказы.
  5. Если вы дома и готовы взорваться, представьте, что на вас смотрят люди. В обществе, как правило, родители проявляют больше терпения и ведут себя с детьми более ласково.
  6. Описывайте малышу свои эмоции, говорите, когда сердитесь, злитесь на него и объясняйте причины. Так он быстрее осознает своё поведение, чем после крика.
  7. Не забывайте, к каким последствиям могут привести ваши действия.
Вообще в воспитании детей неизменно работает одно правило – их нужно любить всегда, независимо от их поведения, своего настроения и жизненных обстоятельств, чаще обнимать, брать на руки и говорить ласковые слова. Читать ещё:

Кто такие спокойные дети? Какого ребенка можно назвать спокойным? Когда рождается ребенок, то его оценивают по шкале Апгар, которая учитывает, как скоро и сильно закричал , как он двигается и другие показатели.

Слишком спокойный новорожденный скорее насторожит врачей, нежели обрадует . Если младенец все время спит, плохо сосет и мало набирает в весе, такое спокойствие никак не доставит радости родителям. Слишком спокойного ребенка нужно обязательно обследовать у врача-невропатолога.

Не удивляйтесь, если доктор посоветует вам тормошить малыша, зачастую таким деткам прописывают , обучение грудничковому плаванию, динамическую , любые меры, которые способны расшевелить малыша. Такие детки вяло сосут грудь, у мам пропадает молоко, и ребенок переводится на смесь. Постарайтесь все же сохранить грудное вскармливание даже в такой сложной ситуации, как можно чаще предлагайте грудь малышу, сцеживайтесь и допаивайте своим молоком из бутылочки или ложки, ведь ослабленному крохе так нужно именно мамино ценное питание. Когда ребенок начнет набирать нормальный вес, то сразу же догонит своих сверстников в развитии.

Часто спокойные груднички не держат голову в именно по причине того, что они почти все время спят, мало двигаются, следовательно, не развивают свои мышцы и плохо набирают вес. Не волнуйтесь, специальная гимнастика, частые кормления и ваша любовь обязательно помогут в этой ситуации. Найдите хорошего врача-невропатолога, который будет наблюдать малыша и подскажет, как правильно действовать в этой ситуации. Если же ваш малыш хорошо набирает вес, развивается по графику, мало плачет и много улыбается, радуйтесь, значит у вас нормальный, здоровый, по-хорошему спокойный ребенок .

Малыш растет, развивается, к году, как правило, большинство детей начинают ходить и активно познавать окружающий мир. На первый план выходит не физическое, а эмоциональное, психическое развитие ребенка. Дети начинают проявлять характер. Психологи выделяют четыре типа темперамента людей, в том числе и детей : холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.
Дети-холерики спокойными никогда не бывают , это легковозбудимые, активные, шаловливые, озорные, задиристые, нередко драчливые ребятишки. Родители таких малышей могут только помечтать о спокойной жизни. Психологи советуют воспитывать таких детей в максимально спокойной обстановке, исключать эмоциональные перегрузки, развивать в малышах усидчивость. Холерики — хорошие ораторы, заводилы детского коллектива, они хорошо адаптируются в новой обстановке, легки на подъем и не боятся перемен.

Дети-флегматики напротив очень спокойные малыши . Они медлительны, несуетливы, не любят перемен, тяжело адаптируются в коллективе. Таких малышей психологи советуют чаще тормошить, приучать к подвижным играм, учить быстро переключать внимание, развивать в них любознательность. Зато эти дети имеют отличную память, они упорно и рассудительно идут к своей цели.

Детки-меланхолики очень чувствительны , легкоранимы, любое повышение тона, несправедливое наказание могут вызвать у такого ребенка сильный стресс. Эти дети обычно спокойны и очень послушны, тяжело адаптируются в коллективе из-за своей эмоциональной слабости и обидчивости. Их нужно стимулировать к проявлению инициативы, развивать в них смелость, активность, но помнить, что душа у таких малышей тонкая и нежная, поэтому они требуют особой заботы и защиты со стороны близких. Обычно меланхолики – это творческие личности, из них вырастают талантливые писатели, художники, поэты.

Сангвиники – это самые жизнерадостные, дружелюбные и общительные детки . Несмотря на свою активную жизненную позицию, постоянное веселье и активность, у этих деток очень ровный и спокойный характер, они послушны, неконфликтны, спокойно реагируют на наказание. Такого ребенка нужно приучать к усидчивости, аккуратности, формировать в них устойчивые интересы, учить доводить начатое до конца.

Нельзя однозначно сказать хорошо или плохо, когда ребенок спокойный . Нужно смотреть, в какой ситуации он проявляет это качество. Все дети разные. спокойного, сильного и уверенного в себе ребенка – задача не из простых. Если вы сами будете спокойными и рассудительными родителями, тонко чувствующими своего ребенка, то и малыш у вас будет жизнерадостный, целеустремленный и доброжелательный.

В воспитательных целях многие мамочки применяют к своим деткам разные способы наказания и уговоров. Когда приходиться выполнять в течение дня множество дел – трудно оставаться спокойной и уравновешенной. На работе бесконечное напряжение, а дома уйма хлопот. На отдых остаётся мало времени.

После садика (или после школы) детишки находятся во взвинченном состоянии. У них много вопросов, пожеланий, требований. Им постоянно что-то нужно от мамы (реже от папы).

Любая нормальная женщина рано или поздно начинает «срываться». Если ребёнок где-то «пошалил» одни мамочки хватаются за ремни, другие устраивают психологическую атаку. Вторые обычно категорически против рукоприкладства и наивно полагают, что словами больно не сделаешь.

1. Успокойтесь!

Если у вас тяжелая работа и много забот – от того что ваша нервная система напряжена ничего вокруг не измениться. Дети слишком малы, чтобы так же по-взрослому оценивать происходящее. Они многого не понимают. И больше всего не понимают, почему злятся их родители. Если не получается успокоить нервы самостоятельно, попейте успокоительное.

2. Выделите себе время для отдыха.

Если у вас будет возможность, попробуйте выспаться. Иногда для этого достаточно 20-30 минут. Может просто стоит прогуляться по улице в одиночестве. Главное выделить себе немного времени для отдыха. Не стоит при этом заниматься другими делами. Оставьте все заботы позади.

3. Когда у вас будет свободная минутка, обдумайте ваши отношения с детьми.

Какие на данный момент существуют проблемы. Какие при этом последуют выводы. Если самостоятельно не удаётся прийти к разумному решению, воспользуйтесь советами специалистов. Для этого существует масса вариантов. Посещение психологов, книги, можно поискать информацию в интернете. Выделите важный вопрос и ищите варианты ответов на него.

4. Каждый день уделяйте время на общение с детьми.

Ребёнок нуждается в вас ежедневно. У него нет большего авторитета в мире кроме вас. В его жизни происходит много событий. Он растёт и развивается. Самые близкие люди, которые помогли бы ему изучить этот мир – это его родители. Отдаляясь, вы словно отказываетесь от него.

5. Среди большинства кажущихся проблем есть незначительные.

Не стоит приукрашивать мелкие шалости до размеров преступления. Будьте справедливы. Не придирайтесь к ребёнку по пустякам. Он не должен ощущать себя плохим «всегда». Только если натворил что-то действительно плохое. Вы должны сами решить, что для вас важнее в воспитании. Ребёнок не собачка, которую вы собираетесь выдрессировать. Он не может быть идеальным.

6. Конечно, важным фактором в отношениях является взаимопонимание и уважение.

Если вы требуете для себя уважения, то должны так же относиться к своему ребёнку. Он тоже личность, хоть и несовершеннолетняя. Для того, чтобы понять ребёнка не надо получать образование детского психолога. Достаточно представить себя на его месте. Подумать о том, что он может чувствовать. Как воспринимает окружающий мир. Попробуйте взглянуть на вещи его глазами. И скорее всего многое, из его поведения станет объяснимым.

7. Многие родители, чувствуя свою вину за какие-то моменты жизни, откупаются подарками или балуют детей.

Не компенсируйте детям свои плохие поступки подарками. Что бы вы ни делали и ни говорили. Многие психологи выступают против того, чтобы «подкупать» своего ребёнка. Награды должны быть заслуженными или просто от любви. Не забывайте вы взрослый человек. Он ваш ребёнок. Судьёй для вас должна быть только совесть. Просто старайтесь не допускать негативных ситуаций.

8. Не увлекайтесь с наказаниями.

Каждая мама сама выбирает способ наказания. Но пока дети маленькие они используют их крайне редко. Дети вырастают и на многие старые «приёмы» не реагируют. Мамочка не желает сдаваться. В итоге наказание ужесточается, а иногда и учащается. В 3-ем совете упоминалось о проблемах с детьми. Это как раз то, где надо быть предельно аккуратными. Выбор, методы, и частота наказаний повлияют на дальнейшее развитие характера ребёнка. Следует быть осторожней, чтобы не навредить душевной гармонии ребёнка. Именно из-за наказаний у многих детей большие комплексы.

9. Почаще говорите «люблю».

Это слово жизненно важно для любого малыша. Оно его успокаивает и даёт чувство защищенности. Это объединяет вас невидимыми нитями. К тому же нет ничего прекрасней и чище чем любовь между матерью и дитём. Наши дети слишком беззащитны в этом мире без нашей поддержки и заботы. Вся ежедневная суета – это ваш выбор. Проблемы и заботы мы создаем себе сами. А дети не могут подождать, когда для них выделят пару часов. Они вас любят круглосуточно и им надо знать, что это не безответная любовь.

10. Наслаждайтесь своим материнством.

Вы и не заметите, как быстро вырастут дети. Возможно, о многом придется сожалеть. Старайтесь радоваться настоящему времени. Каждый день приносит что-то новое. Живите сегодняшним днём, как последним. Дети живут с нами не так уж долго. Рано или поздно им придётся оставить отчий дом. Как бы нам не хотелось они не могут жить с нами всегда. Помните об этом.