Г н волков чувашская этнопедагогика. Волков Г.Н

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного учителя начальной школы немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.

Настоящее учебное пособие является первой попыткой оказания реальной помощи педучилищам в этнопедагогической подготовке будущих учителей. Поэтому автор надеется на помощь читателей - советами, замечаниями, товарищеской критикой. При последующих переизданиях предполагается существенно расширить методический аппарат книги за счет специальных разделов - этнопедагогического практикума и этнопедагогического семинария.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Я.А. КОМЕНСКИЙ
§ 2. К.Д.УШИНСКИЙ
§3. А.С.МАКАРЕНКО
§4. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС НАРОДА
§ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА
§ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
§ 4. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
§ 5. НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 4.НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
§ 3. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 5.СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. ПОСЛОВИЦЫ
§ 2. ЗАГАДКИ
Контрольные вопросы и задания
§ 3. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕСНИ ОТРОЧЕСТВА
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ
Контрольные вопросы и задания
§ 4. СКАЗКИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 6. ФАКТОРЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 1. ПРИРОДА
§ 2. ИГРА
§ 3. СЛОВО
§4. ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО
§ 5. РЕЛИГИЯ
§ 6. ПРИМЕР-ИДЕАЛ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 7. СОВРЕМЕННОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНСОФИЯ НАРОДОВ
§ 2. ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ
ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
§ 3. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Контрольные вопросы и задания
ПОСЛЕСЛОВИЕ