Когда нынче сагаалган. Сагаалган — Буддийский Новый год в Сибири

Новый год по лунному календарю вместе со своими друзьями и родственниками празднуют всt жители Бурятии, демонстрируя уважение к национальным обычаям бурят. «Сагаалган» как государственный праздник Республики Бурятия является символом дружбы, единения и согласия среди многонационального населения республики. Объявленный выходным днем, он естественным образом дополняет и завершает череду новогодних праздников россиян.

Новый год по лунному календарю широко празднуют в Монголии, странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.

В Бурятии в последнее десятилетие сложились традиции празднования Праздника Белого месяца. Праздник длится целый месяц, собственно Новый год встречают первые три дня.

Готовиться к Сагаалгану начинают задолго до праздника. Во-первых, необходимо привести в порядок все хозяйственные дела по заготовке дров, сена. Мужчины начищают до блеска или заказывают новую сбрую и упряжь для своих лошадей. Женщины занимаются чисткой и шитьем одежды. Все семьи занимаются уборкой дома и во дворах, безжалостно выбрасывают старые и сломанные вещи. Затем необходимо окурить благовониями домочадцев, скот, дом и все постройки.

В большинстве дацанов проходят особые торжественные богослужения - хуралы. Верующие собираются во дворе дацана, где находится конусообразное сооружение «Дугжууба» из досок и дров, обтянутое тканью, с подобием языков пламени. К этому конусу приделываются флажки из бумаги, устремляю­щиеся вверх. «Дугжууба» - символ всех людских прегрешений за год. Ближе к вечеру совершается обряд сжигания Дугжуубы. Все желающие приносят куски ткани или кусок пресного теста, заранее обтерев ими себя и домочадцев. В процессе горения «Дугжуубы» нужно бросить принесенные кусочки в горящий костер. Этим Вы предохраняете себя и своих близких от болезней, напастей и дурных помыслов, совершая обряд очищения огнем. Теперь можно смело встречать Сагаалган с чистой душой и телом.

Там же можно заказать молитву, защищающую Вас и ваших близких от недугов и пожелать счастья, радости и удачи в наступающем году. Особую молитву нужно заказывать людям, чей год рождения по восточному 12-летнему животному календарю наступает, поскольку завершается очередной цикл жизни и начинается новый.

На следующий день читаются молитвы богине - храни­тельнице веры Лхамо, являющейся также покровительницей Иволгинского дацана. По легенде, она в этот день совершает обход всей земли, ведет подсчет скота и людей. С рассветом, когда Новый год вступает в свои права, во всех дацанах устраивается пятнадцатидневный хурал, посвященный победе Будды над врагами его учения. По легенде именно столько потребовалось Будде, чтобы одержать победу, проявляя различные чудеса. В это же время ламы читают священные книги и молитвы, молятся о плодородии, о здравии, о процветании и благополучии в Новом году.

Сагаалган можно условно разделить на три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальной месяц.

Канун Нового года

В канун (бутуу удэр) желательно всем быть дома, среди своих родных и близких. В этот день совершаются не менее важные обряды, чем в первый день Нового года, среди которых символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов. Это форма проявления древнего магического действия ломания старого и освобождение дороги новому. Например, достают заготовленное на зиму мясо, достают лопатку или берцовую кость барана (һулдэ) и извлекают из нее костный мозг, заключающий в себе жизненную силу скота

Другой обряд кануна Нового года - «Бурха дэлгэхэ», или поклонение домашним божествам. У верующих бурят-буддистов в каждом доме в северной или северо-восточной стороне находилась божница (хоймор), где размешались скульптуры и священные книги или другие буддийские предметы, развешивались изображения буддийских божеств. Каждый, кто приходил в дом, в первую очередь устремлялся к божнице, чтобы засвидетельствовать свое почтение божествам. Перед изображениями божеств зажигалась лампада (зуда), воскурялись благовония (санзэ), ставились различные угоще­ния, например, молочные продукты, печенье и другие сладости на подносах. Магическое значение имела баранья грудинка (убсуун), которую подавали вместе с бедренной костью (можо сэмгэн). Подобное угощение (буулэг табиха) должно стоять несколько дней.

Особо значащимся считался обряд «Далга» - подношение хозяину огня, в котором участвовали все члены семьи. Каждый отламывал кусочки еды со всех блюд и бросал в огонь, проговаривая: «Отзвенел старый год, наступил новый, совершаю жертвоприношение грудинкой белой овцы. Да исчезнут смерть и страдания, да установятся счастье и благополучие».

Только после этого все дружно садились за праздничный стол. Обилие праздничного стола имело свое магическое значение - чем богаче угощение, тем лучше будет следующий год. Поэтому стол изобиловал более всего молочными блюдами, что символизировало хороший удой молока и отличный приплод скота в наступающем году.

Кухня

Национальные блюда заслуживают особого внимания -только блюд из баранины не менее десятка. Это отварная баранина в бульоне (бухэлеэр), баранья голова (тоолэй), которая подавалась самому уважаемому и почетному гостю, грудинка (убсуун), кровяная колбаса в желудочке (хотын шуһан), печеночно-кровяная колбаса (эреэлже), закрутка (орёомог), прямая кишка (хошхоног). И, конечно, ни один стол в Сагаалган не обходится без поз (бууза).

Из молочных блюд готовится творог (айрһан), домашний сыр (хурууд), саламат. На сладкое подаются молочные пенки (урмэн) и обжаренное в кипящем масле пресное печенье разных форм (боовы).

Специально к Новому году в старые времена перегоняли молочную водку (тогооной архи), хотя в канун праздника пить запрещается. В целом в дни праздника употребление спиртным ограничивалось либо вообще не приветствовалось.

В канун Нового года каждый должен был попробовать непременно все блюда, выходить из-за стола не насытившимся было нежелательным. После завершения праздничного угощения все пораньше ложились спать, чтобы утром не пропустить рассвет.

Первый день Нового года

Рано утром в день наступления Нового года хозяин должен первым выйти на улицу, чтобы поприветствовать восход солнца дарами от семьи. Обязательным было преподношение жертв духу местности. Д.Банзаров писал об обычае воздвижения алтаря из камня или сухого навоза (аргала) перед каждой юртой на восходе солнца б первое утро Нового года. Затем здесь возжигались благовонные травы.

Вслед за тем все семейство обходило возвышение и молилось, становясь на колени. Сейчас этот обряд в таком виде не совершается, как и коллективные выходы к обо месту-обита­ния духа-покровителя местности. Со временем коллективный выход семьи упразднился. В настоящее время мужчины, от лица всей семьи, выезжают на местное обо. Разжигают костер, воскуривают благовония, преподносят духам местности дары, произносят молитвы с просьбой благополучия, плодородия и богатого приплода и обходят обо по солнцу.

Новогодние празднества

С завершением всех обязательных обрядов начиналось гуляние. Весь первый день проходил во взаимных поздрав­лениях, приеме гостей и хождениях в гости. Прежде всего члены каждой семьи поздравляли друг друга, обязательным было посещение родителей и старших родственников с преподне­сением подарков и благопожеланий (юрол).

В Сагаалган обмен подарками обязателен. Это могут быть платок, обрез ткани, пакетик чая для женщины; табак, хадак (знак особой почести в виде куска шелковой ткани белого, синего или желтого цвета) для мужчины, сладости или деньги для детей. В последние годы поиск подарка не составляет большого труда ассортимент товаров в магазинах предоставляет широкие возможности для выбора знака внимания.

Важным и значительным считается угощение членов семьи и гостей. Самые почетные гости в старые времена рассажи­вались в северной стороне юрты, мужчины помоложе на правой стороне, женщины на левой. Пир начинается с того, что хозяин острым ножом по всем правилам искусства разделки мяса отделяет куски от крестца барана и угощает ими гостей, начиная с самых старших. Хорошо заточенный нож говорит о том, что глава семьи отличный хозяин. Нож должен резать как по маслу. Хозяйка раздает гостям пиалы с молочной водкой (за неимением которой теперь употребляются разные сорта), Каждый гость должен выпить либо пригубить три предлагаемые пиалы водки, далее этикет разрешает уклоняться от спиртного.

Затем, после угощения в кругу семьи и самых близких друзей и родственников, начиналась непрерывная цепь хождений из юрты в юрту. Бывало, что люди заранее договаривались об очередности хождений. Обычно первыми посещали самых старших и уважаемых родственников. Затем наступала очередь других. Посещение нарядно убранных домов формировало так называемое общественное мнение о хозяине и хозяйке, их детях и родственниках.

Особого внимания заслуживает жест новогоднего приветствия золгох. Когда младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший в свою очередь кладет свои руки сверху ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. У агинских бурят он дополняется еще одной деталью: младший подходит к старшему, держа на вытянутых руках хадак, возлагает его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого оба совершают золгох. Женщины получали не хадак, а просто платок, и при совершении обряда в отличие от мужчин они не снимают головные уборы, а обшлага их рукавов приспущены.

Первый «счастливый» гость

В первый день Сагаалгана все должны только праздновать и большие ничем не заниматься. Существует поверье, что чем больше гостей заглянет в дом, тем счастливее будет наступающий год. Большое значение имеет, кто именно войдет первым. Первый гость или первый встреченный на улице очень важное лицо у многих народов, не только у бурят. Встреча с ним имеет магическое значение. В первых встреченных или в первых посетителях ценились разные свойства: богатство, многодетность, ум и другие качества. Желательно, чтобы это был мужчина. Но более всего ценили их «счастливость», т.е. способность магически наделять своим счастьем всех, кто попадается им на пути.

Важно отметить, что Сагаалган был датой не только отсчета реального времени, но и днем рождения - в этот день все буряты добавляли к своему возрасту один год. До революции у бурят не принято было запоминать или записывать дату рождения. Даже если кто-то родился за полгода или даже за месяц, то ему приписывали еще один год. Год прибавлялся и скоту. В деревнях до сих пор соблюдают этот обычай. Весенний приплод за лето подрастал, и осенью жеребенок превращался в однолетку лончака, а теленок становился однолеткой буруном. С этим связана и своеобразная форма приветствия, употребляемая по традиции только в Новый год. Встретившиеся впервые в Сагаалган спрашивали друг у друга: «Крепки ли мускулы бурунчика? Упитан ли лончак? И слышат в ответ: «Крепки, крепки, упитан, упитан».

Новогодние игры и гадания

Вечер первого дня Сагаалгана в старину был насыщен развлечениями. Народ собирался в одной из юрт, часто это была юрта самого старого и уважаемого жителя улуса, пели песни, слушали сказителей (улигершинов), играли на морин-хуре. Иногда в первый же вечер, а кое-где лишь на третий день устраивали гадания и игры.

Гадание было делом лам-астрологов (зурхай), которые каждому желающему могли составить его индивидуальный гороскоп, пользуясь специальной таблицей астрологических вычислений и руководством к ней, изложенным в буддийском сочинении «Биндер гарав». Это делали обычно накануне Сагаалгана, ибо среди советов немалую роль играли указания, в какую сторону должен быть сделан первый шаг из юрты в утро первого новогоднего дня, через что надо или, наоборот, ни в коем случае нельзя перешагивать и как ликвидировать угрозу какой-либо опасности или неприятности. Все это называлось сээр гаргаха т.е. дословно «вывезти невезение». А старики, собравшись в юрте, исходя из многовекового народного опыта и наблюдений предсказывали по погоде и поведению животных, каким будет гад, большим ли будет приплод скота. В ряде мест отмечен обычай вырезать из войлока или дерева фигурку того животного, в год которого родился человек. Ее хранят: в течение года, а затем выбрасывают.

Игры, в которые играли в первые дни Сагаалгана, были достаточно разнообразны: шахматы (татар), домино (даалуу). В них играют повсюду, и они не связаны с какими-либо конкретными сезонами года. Но есть и такие игры, символика которых связана именно с Сагаалганом: это «пестрая черепаха» (алаг мэлхы), «загонять оленя» (буга табиха), «стрелять бабками» (шагай хароаха), «хватать бабки» (шагай шуурэхэ), «круг» (хорло) и др. Каждая из них имеет определенный философский или магический смысл.

В начале XX в. буряты знали несколько десятков игр в бабки (шагай). Исследователи усматривают в них взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. В игре шагай харвах, например, выстраивали цепь из 8 или 12 бабок, укладывая их по две, и «стреляли» по цели другими бабками с помощью специальной дощечки. Выигрывал тот, у кого в конце игры оказывалось наибольшее число бабок. В игре шагай ниилэхэ бабки подбрасывали, а затем собирали на земле или на полу пары, лежавшие одинаковыми сторонами кверху. Затем, щелкая пальцем, «стреляли» одной бабкой по другой, стараясь не задеть при этом соседних. При удачном «выстреле» игрок забирал себе обе кости. Выигрывал опять-таки тот, кто к концу игры набирал наибольшее количество бабок.

В игре алаг мэлхы из 88 или 92 бабок выкладывали фигуру черепахи. Последовательно каждый из игроков бросал шестигранную кость с нанесенными на каждой грани точками от одной до шести, и по тому, какое число выпадало, забирал соответствующее количество бабок из фигуры черепахи. Во всех этих играх сосредоточение в одних руках большого количества костей должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя.

В популярной новогодней игре хорло использовались 60 деревянных квадратных табличек: 48 представляли собой четырежды повторенные изображения животных 12 -летнсго цикла, а 12 табличек - трижды повторенные изображения круга (хорло), драгоценного камня (зэндэмэни), царя птиц - Гаруды и льва. Последние 12 табличек обладали большей магической ценностью в этой игре, чем первые 48. Из всех табличек выкладывали 12 кучек по пять в каждой и делили между участниками игры, которых могло быть от двух до 12 и которые должны были из этих табличек выложить юрту. Вначале шли в ход менее ценные таблички, по мере приближения к концу игры пускались в ход более ценные. Выигрывал тот, кто положил в центр, ассоциировавшийся с дымовым отверстием юрты, имевшую наивысшую ценность табличку с изображением хорло (таких было всего три). Эта игра имела космическую символику. Числа 3, 4, 5, 12, 60 наделены важной семантической значи­мостью в мифологии и космогонии монголов (трехчастность времени и пространства: мир верхний, средний, нижний, т.е подземный; время прошлое, настоящее, будущее; четыре стороны света, пять элементов мироздания; 12 и 60 лет -календарные циклы). Все они в сочетании друг с другом позволяют некоторым исследователям рассматривать эту игру как некую акцию космического творения, в которой выкладывание юрты из игровых табличек выступает как аналог сотворению мира. Каждая из игр предусматривает большое число участников, и вечера первых дней Сагаалгана - наиболее подходящее для них время.

Первые три дня нового года наиболее насыщены событиями. Однако и весь остальной месяц считается праздничным. Продолжаются хождения в гости, можно и даже рекомендуется съездить к родственникам, живущим в отдаленной местности, и обменяться с ними приветствиями и подарками.

В прежние, далёкие времена жил на свете храбрый охотник, меткий стрелок. Всегда он бил без промаха, не прихо­дил домой с пустыми руками.

Но вот однажды целый день он проходил по лесу и до самого вечера не встретил ни зверя, ни птицы. Усталый, измученный, лёг он спать. Спит и видит странный сон: пал на него жёлтый туман, а потом приблизился пёстрый туман. Проснулся охотник и видит: приближается к нему жёлтый туман. Он испугался, схватил лук, вложил стрелу, но из тумана раздался человече­ский голос:
- Не стреляй в меня, храбрый охотник, я не сделаю тебе зла. Туман стал ещё гуще, плотней и превратился в жёлтого змея с пёстрыми гремящими крыльями. Пестрокрылый змей сказал:
- Будем друзьями, храбрый охотник, меткий стрелок. Мне нужна твоя помощь. Много лет я веду войну с желтокрылым змеем и не могу его одолеть. Вдвоём мы его победим.
- Я готов тебе помочь, - сказал охотник.
- Тогда пойдём в ту долину, где будет битва, - сказал пестрокрылый змей.
Они пришли в широкую долину.
- Наш бой будет долгим, - сказал пестрокрылый змей. - Мы трижды поднимемся к небу и трижды опустимся на землю. Когда мы поднимемся в четвёртый раз, мой враг меня одолеет, возьмёт верх; когда мы опустимся, он будет наверху, а я внизу. В это время не зевай: я поверну его жёлтую голову к тебе, а ты стреляй в его единственный глаз. Этот глаз у него - во лбу, в самой середине лба. А теперь спрячься в эту яму, скоро желтокрылый змей ринется с неба прямо на меня.
Охотник спрятался в яму.
Вскоре с неба ринулся желтокрылый змей. Началась битва. Змеи, сцепившись, трижды поднялись к небу, трижды опусти­лись на землю. Силы были равны. Но вот они поднялись к небу в четвёртый раз, и желтокрылый змей одолел пестрокрылого. Когда они опустились, желтокрылый был наверху, а пестрокры­лый внизу. Но вот пестрокрылый быстро повернул голову своего врага к охотнику. Меткий стрелок только того и ждал. Тетива его лука была натянута. Мига ему хватило, чтобы выпустить стрелу и пронзить жёлтый глаз желтокрылого змея. И тут же на землю пал жёлтый ядовитый туман, от которого все де­ревья в лесу засохли, а все звери подохли. Охотника спас пестрокрылый змей. Он прикрыл своего друга могучими плотными крыльями и продержал его под ними три дня и три ночи, пока жёлтый ядовитый туман не рассеялся.
А когда снова засияло солнце, пестрокрылый змей сказал:
- Мы победили грозного врага. Спасибо тебе, охотник. Желтокрылый змей приносил много вреда. Каждый день он проглатывал трёх зверей и пожирал огненных змеев, моих подданных. Если бы не ты, он убил бы меня и сожрал бы всех огненных змеев. Пойдём ко мне в гости. Увидишь мой дворец, моих под­данных, моих старых родителей.
Охотник согласился, и они со змеем спустились в глубокую яму, а оттуда по подземному ходу попали во дворец, сверкаю­щий золотом и драгоценными камнями. На полу лежали огнен­ные змеи, свернувшиеся в кольца. За одним залом следовал другой, ещё более богатый. И вот они пришли в самый большой зал. В нём возле очага сидели два старых пестрокрылых змея.
- Это мои родители, - сказал змей. Охотник поздоровался с ними.
- Этот охотник спас меня и всё моё ханство, - сказал змей. - Он убил нашего давнего врага.
- Спасибо тебе, - сказали старые родители змея. - За это ты получишь награду. Хочешь - дадим тебе золота и драгоценных камней, сколько сможешь унести. Хочешь - научим семи десяти языкам, так что ты сможешь понимать разговоры птиц, зверей и рыб. Выбирай!
- Научите меня семидесяти языкам, - сказал охотник.
- Возьми лучше золота и драгоценностей, - сказали старые родители змея. - Тому, кто знает семьдесят языков, жить не легко.
- Нет, золота не хочу, научите языкам, - попросил охотник.
- Что ж, будь по-твоему, - сказал старый пестрокрылый змей. - Отныне ты знаешь семьдесят языков, отныне ты слышишь разговоры птиц, рыб и зверей. Но это - тайна. Ты дол жен хранить её от людей. Если проговоришься - в тот же день умрёшь.
Охотник покинул ханство пестрокрылого змея и отправился домой. Идёт лесом и радуется: ведь понимает он всё, что говорят меж собой звери и птицы. Вышел охотник из лесу. Вот и юрта. «Зайду в неё», - думает он. А собака лает:
- Сюда не заходи. Хоть это и богатая юрта, но хозяин наш скупой. Здесь тебе не только мяса - молока не дадут.
Охотник пошёл дальше. Около другой юрты собака лает:
- Заходи сюда, путник. Хоть это юрта бедняка, но хозяин наш добрый, он тебя угостит. У нас всего одна корова, но хозяин даст тебе молока, у нас всего один чёрный баран, но хозяин за колет для гостя последнего барана.
Охотник зашёл в юрту бедняка. Хозяин вежливо с ним поздо­ровался, усадил на почётное место. Жена хозяина подала гостю пиалу молока. Бедняк предложил охотнику переночевать, а к вечеру заколол для него чёрного барана. Когда они ели, со­бака проскулила:
- Добрый гость, урони баранью лопатку, я схвачу и выбегу, на тебя хозяин не рассердится.
Охотник уронил лопатку. Собака схватила её и убежала. А по­том залаяла:
- Добрый гость угостил меня вкусной лопаткой. Не буду спать всю ночь, буду стеречь юрту.
Ночью пришли волки. Остановились возле юрты бедняка и воют:
- Сейчас мы задерём коня!
- У моего хозяина один-единственный конь, нельзя его есть. Если подойдёте ближе, я подниму громкий лай. Проснётся хозяин, проснётся его гость-охотник, и тогда вам несдобровать. Идите лучше туда, к богачу, задерите его жирную серую кобылу, у него лошадей много, а собаки его голодные, они не захотят на вас лаять.

Празднование Сагаалгана, фото с сайта Центра культуры коренных народов Прибайкалья,etno.pribaikal.ru


В целом в интернациональной семье жителей Иркутска и области Новый год по лунному календарю почитают и встречают многие. Сагаалган — праздник Белого месяца является символом обновления человека и природы, а его идеалы мира, добрососедства, уважения к старшим разделяют представители всех национальностей.
Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния. В отличие от нашего обычного Нового года, который мы празднуем в полночь с 31 декабря на 1 января, Сагаалган наступает рано утром, сразу с восходом солнца.
На кануне празднования белого месяца буряты наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей. Таким образом, люди как бы прощаются с прошедшим, с тем, что ушло.

Перекликается с русскими обычаями празднования Нового года, не так ли? Мы тоже генералим, избавляемся от ветхого, сломанного, старого и ненужного.

Примерно в 4-5 утра буряты уже бодрствуют, а на рассвете приветствуют Солнце и Вечно синее небо.
Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Палдэн Лхамо, покровительница Тибета, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Если кто-то проспит, то не будет учтен божеством и соответственно упускает свою удачу на целый год.

Может быть русская пословица: «Кто рано встает, тому Бог подает» родилась неспроста?

По правилам встречи Сагаалгана нужно сначала представиться Солнцу и поблагодарить за благополучно закончившийся год. Благодарность включает в себя не только теплые слова признательности, но и подношения (угощения) для духов. Это может быть молоко, сладости, чай, водка.
Затем нужно представить Солнцу и Вечно синему небу, а также духам, которым поклоняется человек, всех членов своей семьи. Только после этого просить то, что желаете на следующий год. В основном это благополучие семье и здоровья всем родным и близким.

Празднование Сагаалгана, фото администрации Агинского округа, aginskoe.ru


Шаман, который вел лекцию о традициях празднования белого месяца, рассказал, что из пожеланий бурят в Сагаалган обычно встречаются такие как здоровье скоту, хорошего урожая, процветание семейному делу, встреча со своей второй половинкой, рождение детей.
Как оказалось, мечты у всех народностей одинаковые.

В первый день Сагаалгана в гости не ходят. Этот день проводят исключительно в семейном кругу.
На первый план выступают такие общечеловеческие ценности как почитание старших и уважение друг к другу, укрепление семьи, приобщение молодёжи к культурному наследию своих предков. Эту, казалась бы простую народную философию, праздник передает из поколения в поколение.
Например, в церемонии преподношения друг другу подарков первыми поздравлять и дарить подарки идут самые младшие в роду. То есть дети идут к родителям, родители к своим родителям и т.д. В этом заключается знак уважения и почтения к старшим. Родители, приняв поздравления и подарки от своих детей, поздравляют в ответ всех по старшинству, при этом сначала поздравляют мужчин (мальчиков), а затем женщин (девочек).
Значение придается самому посылу подарка, тогда как его форма, дороговизна, престижность значение не имеют. В ритуале обмена подарками главное — внимание.

В остальные дни празднования Сагаалгана принято ходить по гостям и потчевать гостей у себя дома. Чем больше гостей в период празднования посетит дом, и чем богаче будет стол, тем удачливее и сытнее будет наступивший год.


В традиции бурят есть такое правило – ни когда не отвечать на вопрос «как дела?», «как жизнь?», что «все плохо». К примеру, когда спрашивают бурята: «Как дела?» Он ответить обязательно, что «все хорошо», или что «все потихоньку». Но никогда не ответить – «все плохо», «денег нет», «депрессия», «невезуха».
Если даже на самом деле дела у него не важные, он ответит:
— «Как скот?»
– «Растет потихоньку» (даже если у него падеж).
— «Жиреют коровы?»
– «Есть немного, кормим, стараемся» (даже если был засушливый год и нечем кормить скотину).

Хорошая традиция, ведь мысль материальна)

В древние времена у бурят не было принято запоминать свои дни рождения, а отмечать их – тем более. С наступлением Белого месяца каждый бурят прибавлял себе год. При этом год считались от года зачатия, а не от года рождения. То есть, например, вам сейчас 30 лет и + год в животе у матери, то есть – 31 год.
Даже если вы родились накануне Сагаалгана, то в древние времена вам прибавили бы год и + год в животе, таким образом, месячному ребенку могло быть 2 года.
Также поступали с возрастом скота. Всем коровам, лошадям, свиньям, баранам наступлением Сагаалгана прибавляли 1 год с.
Говорят, что и сейчас в некоторых деревнях этот обычай до сих пор соблюдается.

Статьи о путешествиях по Бурятии:
*
*
*

Сагаалган — торжественный праздник, знаменующий наступление буддийского Нового года и начала весны. Отмечается Белый месяц или Цаган Сар у некоторых тюркских, монгольских и коренных арктических народов. В Российской Федерации его отмечают во всех регионах, однако наиболее пышные торжества проходят в Бурятии, Алтайском крае, Калмыкии, Республиках Тыве и Коми. Сагаалган в 2019 году выпадает на 5 февраля, и будет отмечаться в соответствии с древнейшими традициями, дошедшими до наших дней. Дата культового праздника меняется каждый год в зависимости от лунного календаря.

История

«Белый месяц» считается одним из самых древних религиозных праздников. Сагаалган символизирует обновление не только природы, но и человека. Он несет в себе надежду и добрые ожидания от будущего года, который следует встречать с чистыми и открытыми помыслами. «Белый месяц» долгое время считался торжеством в честь урожая, и его в народе называли праздником молочных продуктов. Отмечали Цаган Сар осенью, когда заканчивались заготовки молока и молочных продуктов на зиму. Их же ставили на праздничный стол и готовили из них самые разнообразные кушанья.

Со временем дата торжества была перенесена на конец зимы. Хан династии Хубилай, являвшийся внуком легендарного Чингисхана, повелел отмечать праздник в начале года (по 12-летнему циклу). Так продолжалось до 14 века, когда Сагаалган стали отмечать в Монголии, изгнав народы из Китая. Название праздника изменилось и стало иметь более обобщенное значение. Цаган Сар стал символом святости и чистоты, означая счастье и благополучие, которое несет в себе начало нового, обновленного года.

В народе широко распространяется буддийское влияние. В середине 17 века праздник стал включать многие ритуалы и обряды из буддизма. С XIX века Сагаалган уже не отмечался как начало года, но сохранил все традиционные обряды. У волжских калмыков и их потомков, которые и сейчас населяют территории Синьцзяна, он продолжает отмечаться как Новый год (30 дней). В древности торжества продолжались в течение всего лунного месяца. В настоящее время традиции сохранились лишь у некоторых народов, в остальном мире пышно отмечаются только первые дни.

Цаган Сар или Сагаалган на территории СССР был запрещен в начале 30-х годов. Возрождение его произошло только в средине 50-х годов, а официальный статус народного торжества он получил в 1990 году. С 2004 года он стал национальным праздником Республики Калмыкия. Начало «Белого месяца» является официальным выходным днем в нескольких регионах РФ, а пышные торжества проходят в Бурятии, Хакасии, Забайкальском крае и в других территориях, населенных потомками монгольских народностей.

Определение даты торжеств

Празднование Нового года по древним буддийским традициям приходится на период с конца января до середины марта(по григорианскому календарю). Его начало всегда приходится на первое новолуние весны в соответствии с лунным календарем. Ежегодно дата высчитывается по древним астрологическим таблицам.

Особенность астрологического исчисления в разных странах в некоторых случаях может давать различные числа, которые могут отличаться. В канун праздника называется официальная дата начала буддийского торжества на будущий год. Вместе с датой публикуются астрологические прогнозы для всех жителей страны.

Традиции

Новогодние праздники по лунному календарю широко отмечаются в Монголии, странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме. В некоторых из них он празднуется в соответствии с древними традициями в течение всего месяца. В некоторых регионах Российской Федерации он является национальным праздником и проходит в течение трех дней.

Празднования разделяют на культовый (религиозный) и народный. По народным обычаям проводится 15 главных обрядов, каждый из которых посвящен чудесам Будды. Подготовка к празднику начинается за несколько дней: нужно привести в порядок дом и двор, закончить все хозяйственные дела по заготовке сена и дров в селе и деревнях. Женщины чистят одежду и шьют праздничные наряды, после чего старые вещи необходимо выбросить.

Религиозные торжества проходят в дацанах, где в течение 15 дней читаются специальные молитвы и священные книги. Накануне, в 29 день лунного месяца, проходит обряд очищения огнем. На стенах вешают изображения самых почитаемых буддийских божеств, перед которыми зажигают лампады.

Праздничная трапеза также относится к ритуалу и имеет магическое значение. Согласно верованиям, пища может повлиять на процветание семьи и улучшить будущий урожай. На торжества готовят самые изысканные угощения, которые редко появляются на обеденном столе. Особое внимание уделяется и посуде, в которой подаются блюда.

Народные обряды

Наиболее значимое значение играет обряд «Дугжууба», проводимый за два дня до наступления праздника. Это обряд очищения человека от всего плохого и негативного, что может помешать добиться успеха в новом году. «Дугжууба» — эзотерический ритуал, дающий возможность обрести мир и благополучие.

После уборки дома и двора, мусор и старые ненужные вещи раскладываются на улице (в поле) в 9 равных кусочек на одной ровной линии. После этого мусор сжигается под молитвы ламы, которые должны помощь очиститься от бед и несчастий. Люди проводят этот обряд с помощью кусочков теста, которыми обтирают свое тело (очищаясь от болезней и невзгод).

В канун нового года все верующие чтут небесную богиню Палдэн Лхамо. Она является покровительницей всего живого. Именно в ночь перед новым годом она обходит свои владения, поэтому очень важно с вечера и до наступления следующего находиться в своем доме, в окружении близких и родных людей. Днем Следует провести два обряда: поклонения хозяину огня и всем домашним божествам, сохраняющим уют и благополучие семьи.

Утро наступившего года обязательно встречается хуралом. Первым приветствует наступивший Сагаалган глава семьи. Он должен выйти из дома с первыми лучами солнца и попросить благополучие и здоровье для всех близких. После ритуалов начинаются торжества. В первые дни нового года очень важно одарить подарками всех своих родных и близких. В дом обязательно пригласить как можно больше гостей, среди которых особое место за столом выделяют родственникам и соседям.

Одной из главных примет праздника является первый гость. Если в дом зайдет мужчина, весь год в семье будут царить мир и благополучие. Ритуал «Золгохо» или «Золголго» — проявление уважения ко всем близким и родным. Обряд проводится в кругу семьи: сначала поздравления принимают старшие члены семьи, после чего поздравляют родственники — от кровных до дальних. Приветствие и поздравление проходит в строгом соответствии с традицией. После того, как все друг друга поздравили, хозяева дома и гости садятся за праздничный стол. Перед уходом принято подарить подарки.

Праздничная трапеза

Самыми главными угощениями еще с древности считаются молочные продукты. Обязательно на стол поставить и мясное угощение: буузы — блюдо, напоминающее пельмени или манты, приготовленные на пару. Накануне все члены семьи помогают хозяйке лепить праздничные буузы, можно использовать приготовленные и замороженные заранее. Также на стол ставится баранина в бульоне, кровяную колбасу и пресные беляши шарбин.

Белый месяц принято встречать во всем белом, не является исключением и стол. Хозяйки покрывают стол белой скатертью, украшая самой лучше светлой посудой. По традиции в первую очередь ставятся молочные продукты и закуски из творога, молока, сметаны и сыра. В качестве напитка используется традиционный аарсы. Алкогольные напитки на буддийский новый год подавать не принято.

Видео о празднике Сагаалган

Когда будет Сагаалган в 2019 году, как к нему готовятся и как его празднуют, какие есть традиции, а также 8 буддийских истин и 4 ритуала, совершаемых в Сагаалган.

Праздник Сагаалган - это символ прихода весны и буддистский новый год. В России Сагаалган празднуют в Бурятии, Калмыкии, республиках Коми и Тыва, а также на Алтайском крае. Иногда этот праздник называют Белый Месяц.

Как и когда принято праздновать новый год у буддистов?

Ежегодно дата празднования буддистского нового года меняется. Она определяется при помощи лунного календаря. Чаще всего день празднования Сагаалгана выпадает на дату между январем и мартом. Существуют древние таблицы, чтобы определить дату. В каждом регионе они свои, поэтому даты различаются.

Белый месяц берет свое начало от первого весеннего Новолуния. В 2019 году буддистский новый год выпадает на 5 февраля. Монгольские народы придают этому празднику огромное значение. В Республиках, упомянутых выше, первый день празднования Сагаалгана объявляют выходным.

В Калмыкии буддистский новый год признан общенациональным праздником. Стоит отметить, что в Советском союзе было запрещено праздновать Сагаалган. Лишь после распада СССР праздник вновь возродился. (см. на 2019 год)

Особенности сагаалган

Сагаалган, как и любой новый год, принято отмечать, весело, шумно и в кругу близких людей. В первый день праздника, на рассвете, глава семьи отправляется во двор и просит, чтобы его близкие были счастливы и здоровы. Лишь после такого обряда разрешается начинать празднование.

В гости приглашаются друзья, родные и даже соседи. Полагается, что от количества народа в доме зависит достаток в приходящем году. За праздничным столом гости обмениваются подарками. У буддистов этому моменту уделяется особое внимание. Каждый участник застолья получает подарок. Никто не должен быть обделен.

Хозяева мечтают, чтобы первым пришедшим гостем был мужчина. Полагается, что тогда в доме будет все спокойно и семья проживет будущий год в достатке.

Сагаалган: история и современность

Праздник Цаган Сар имеет древнее происхождение. В России на протяжении десятилетий после революции 1917 года велась активная борьба с церковью и верой. В Бурят-Монголии (современной Бурятии) часть традиций и обычаев была под запретом. В этот список попал и Сагаалган, так как этот праздник относится к религиозным.

С 1920 года было запрещено праздновать Белый месяц. Тех, кто нарушал запрет, преследовали и наказывали. После окончания Великой Отечественной Войны местные обычаи и традиции постепенно начали возрождаться. Но официально разрешили праздновать Сагаалган лишь в 1990 году. Президиум Верховного Совета Бурятии издал указ, признавший его национальным праздником.

История Сагаалгана берет свое начало с XIII века, когда внук Чингисхана Хубилай издал приказ о праздновании границы между весной и зимой. После становления Монгольской империи, монголы соприкоснулись с более просвещенным и культурным народом. Больше всего на них повлияли жители Китая. Они научили монголов пользоваться календарем Луны. По нему день встречи нового года выпадает на первый день весны.

В феврале в Монголии и Бурятии был период появления приплода у скота. В этот временной промежуток молоко было в изобилии. Им питались не только скотоводы, но и их гости. Предложение отведать молочных продуктов звучит как «Сагаалагты». Отсюда и появилось название праздника. Сагаалган в переводе означает «отведать бело кушанье». Поэтому месяц его празднования называют Белым месяцем.

Стоит отметить, что в древности буряты не запоминали день своего рождения. Они прибавляли себе год жизни в день празднования Сагаалгана, даже если родились всего за месяц до него. Как запомнить все православные события наступающего года? Независимо от того, как долго вы являетесь верующим человеком, без православного календаря не обойтись.

Раньше Цаган Сар праздновали только в уголках России, густонаселенных монголами. В современном мире все иначе. Торжество проходит даже в столице нашей родины - Москве. В 2018 году под празднество выделили Большой зал РАН. По традиции состоялся молебен и застолье, а разбавили вечер концертом театра песни и танца «Байкал». Где п ройдет праздник в 2019 году неизвестно, но гулянье будет не менее масштабным, чем в прошедшие года.

Готовимся к празднику

Подготовка к Сагаалгану занимает особое место в жизни монгольского народа. Существуют специальные ритуалы и обычаи. За три дня до торжества в дацанах (буддийских храмах) проходят специальные молебны. На следующий день проводится ритуал «Дугжууба». Он представляет собой очищение и избавление от всего лишнего. Проводится ритуал в несколько этапов:

  1. Уборка дома и придомовой территории.
  2. Вынос мусора на улицу.
  3. Разделение хлама на 9 равных частей.
  4. Выкладывание всех куч в одну черту.
  5. Поджигание мусора.
  6. Исполнение ламой традиционных молитв.

В завершении ритуала люди обтираются кусочком теста. Полагается, что он забирает у человека все беды и неудачи.

В день перед новым годом восхваляют богиню Палдэн Лхамо. Монгольские народы полагают, что она оберегает все живое на Земле. В канун праздника богиня спускается с небес, чтобы обойти свои владения. Хозяева домов вместе с семьями обязательно должны находиться дома.

Еще один обряд очищения называется «Бутуу удэр». Согласно ему в канун нового года необходимо соблюдать пост. Лучше всего на протяжении суток ничего не кушать. Полагается, что так человек избавляется от всех отрицательных эмоций (злость, зависть, скверна). (см. в 2019 году)

Завершается подготовка к празднику торжественным ужином. Вечером, в канун Сагаалгана, в дом приглашались гости, накрывался стол, поражающий разнообразием блюд. Готовится порядка десятка блюд из баранины: баранина в бульоне, несколько видов кровяной колбасы, бууз и баранья голова. Ее подавали только самому почетному гостю. Из молочных продуктов на стол ставили творог, саламат и сыр. На десерт принято подавать молочную пенку и печенья, обжаренные в кипящем масле.

К спиртным напиткам во время празднования тоже особое отношение. Употреблять их нежелательно. Но для тех, кто хотел испробовать немного алкоголя, изготавливали молочную водку.

Традиции и обычаи

Первый день праздника начинался с рассветом. Вся семья во главе с хозяином дома отправлялась на улицу и приносила подношения солнцу. После приносилась жертва духу местности. Накануне возле каждой юрты возводился алтарь. Члены семьи сначала обходили его по кругу, потом становились на колени и молились.

В современном мире этот обычай упростили. Один мужчина от каждой семьи отправляется на местное обо. Там он преподносит почести солнцу, молится, просит благодати для своей семьи и обходит обо по кругу. Также принято разжигать костер и выкуривать благовония.

По возвращению мужчины домой, начинается торжество. В дом приглашаются гости, накрывается праздничный стол и подготавливаются подарки. Женщинам преподносят платки, чай, лоскуты ткани, мужчинам дарят табак или буддийский ритуальный шарф, а детей одаривают сладостями. В этот день принято только отдыхать и праздновать. По традиции все наряды, скатерть, посуда на столе и даже подарки выбираются белого цвета.

У бурятов есть правило, носящее название «правило меры и достаточности». Оно означает, что во всем должна быть мера. Нельзя наедаться досыта или переедать. Покупать разрешается только то, что тебе действительно необходимо. Но один раз в году это правило разрешено нарушать. В Сагаалган нужно наесться досыта и отведать все блюда, что есть на столе.

Как я уже говорила, большое значение буддисты придают тому, кто первым войдет в дом: мужчина или женщина. Но, гораздо важнее пола гостя то, что это за человек, большая ли у него семья, высокий ли достаток, наделен ли он умом и «счастливостью» (способностью делать счастливыми всех вокруг).

Гостей за стол приглашали в определенном порядке. В северной части юрты сажали наиболее почетных гостей, справа от них располагались молодые мужчины, а слева - женщины. Начинается застолье всегда одинаково. Глава семьи своим ножом отрезает каждому гостю кусок баранины. Острота ножа говорит о том, насколько он хороший хозяин. Затем, хозяйка дома раздает гостям рюмки с молочной водкой. Этикет обязывает гостей ее выпить или немного пригубить. Далее от алкогольных напитков разрешено отказываться.

После того, как все участники торжества вдоволь накушались, начинается хождение по юртам. Сперва посещали дома самых старших членов семьи. Встреча ими гостей называется «золгох». Младший гость протягивает хозяину дома свои кисти ладонями вверх, а тот кладет свои ладони на его руки. Получается, что юнец обхватывает старика под локти. Как подготовить себя к Воскрешению Христова и отметить главный православный праздник. Традиции праздника и главные секреты Таинства.

В конце первого дня все жители собирались в жилище самого пожилого человека, пели песни, играли в игры и гадали. Старики, основываясь на своем и народном опыте, предугадывали погоду, поведение скота и качество приплода.

Ритуалы буддийского нового года 2019

Праздник Сагаалган включает в себя множество различных ритуалов:

  1. «Бутуулхэ». Это ритуал освобождения. Люди хотели войти в новый год без обязательств, поэтому торопились отдать все долги, мирились с теми, с кем произошла ссора, молились и очищались от всех грехов. Очищать необходимо не только себя, но и свое жилище.
  2. «Бурхан дэлгээлгэ». Данный ритуал подразумевает развешивание по дому портретов Божеств, изображенных на холсте. Им преподносили различные кушанья, ставили лампады и зажигали ароматические палочки.
  3. Вывешивание «хий морина». К празднику жители подготавливали изображение крылатого коня, освещали его в храме и вешали на дерево либо другую возвышенность. Было важно, чтобы оно развивалось на ветру. Крылатый конь - это символ жизни, защищающий всех обитателей юрты от болезней и бед.
  4. Церемония «Табаг». На тарелке выстраивается пирамида их сладостей (боов). Количество слоев нечетное и зависит от возраста человека, которому она посвящена. Например, трехслойная пирамида посвящается 30-летнему члену семьи, а девятислойная обращена девяти Божествам. Первый слой пирамиды символизирует счастье, второй - страдание, а третий - снова счастье.

Существует несколько буддийских истин, напоминающих библейские заповеди. Их необходимо придерживаться накануне и во время Сагаалгана:

  1. Не завидуй и не произноси скверных слов.
  2. Держи свое слово и всегда делай то, что пообещал.
  3. Обдумывай каждое слово, прежде чем его произнести.
  4. Почитай старших и уделяй им должное количество внимания.
  5. Проявляй заботу по отношению к своим друзьям и близким.
  6. Мысли материальны, поэтому думай только о хорошем.
  7. Выполняй работу качественно, чтобы не пришлось раскаиваться в содеянном.
  8. Помогай тем, кто более слаб или беден.

Опрос:

Где вы обычно отмечаете Сагаалган?

  1. Дома.
  2. У родственников.

Какая часть праздника вам нравится больше всего, застолье или хождение по юртам?

  1. Застолье.
  2. Хождение.

Этот праздник символизирует приход весны и буддийский Новый год. Он традиционно отмечается по лунному календарю в соответствии с древними традициями. Сагаалган 2019 года будет явным тому подтверждением.

Какого числа праздник

У некоторых тюркских народов этот праздник имеет другое название — Цаган Сар или Белый месяц. В России его отмечают в:

  • республике Тыва;
  • Калмыкии;
  • республике Коми;
  • Алтайском крае;
  • Бурятии.

Буддийский Новый год не имеет постоянной даты. Он каждый год рассчитывается в соответствии с лунным календарем. Обычно он проходит в промежутке между концом января и серединой марта. Белый месяц начинается после первого весеннего Новолуния по лунному календарю. Когда будет праздник, рассчитывается по древним таблицам. Астрологическое исчисление в разных регионах различное, поэтому даты праздника могут отличаться. Обычно, каждый год публикуются данные на следующий год. Вместе с датой печатают и астрологический прогноз для представителей разных знаков зодиака. В 2019 году этот праздник будет отмечаться 05.02.19.

История праздника

Раньше Сагаалган связывали с праздником урожая и отмечали осенью. В это время заготавливали продукты из молока на зиму. В народе его называли — праздник молочной продукции. Так продолжалось примерно до четырнадцатого века. Затем Хан Хубилай (внук Чингисхана) своим приказом перенес Цаган Сар на начало года по лунному календарю. Смысл праздника стал носить иной характер. Теперь он стал праздником весны и обновления всей жизни. С ним стали связывать добрые ожидания и мечты. В этот праздник не только зарождается природа, но и обновляется сам человек. Сейчас праздник символизирует святость, чистоту, благополучие и новые начинания.

Цаган Сар до сих пор имеет сильное буддийское влияние. В ходе праздника исполняется множество ритуалов и обрядов, взятых из этой восточной религии.

Раньше этот праздник отмечали на протяжении всего лунного месяца. Сейчас это традиция сохранилась лишь у некоторых народностей, например у волжских калмыков. В настоящее время у большинства народов празднуется лишь первые три дня.

Этот праздник во времена СССР пережил не самые лучшие времена. В тридцатые годы он был запрещен. Как народное торжество его признали только в 1990 году. В 2004 году Калмыкия утвердила его национальным праздником. Сегодня он является выходным в Бурятии, Забайкалье, Хакасии и некоторых других регионах РФ.

Традиции празднования

Празднование можно разделить на культовые и народные составляющие. Согласно народным традициям, проводят пятнадцать основных обрядов. Все они посвящены чудесам Будды.

Готовиться к празднику начинают заранее. Прежде всего, наводят порядок в доме. Все ненужные вещи выносятся в поле, выкладывают в одну линию и сжигают. Все важные дела стараются закончить до наступления праздника. Женщины стирают старые вещи и готовят обновки к предстоящим торжествам. Мужчины следят, чтобы на подворье был полный порядок. Вовремя складывают ненужные на данный период вещи.

В религиозном плане праздник проходит в дацанах. Здесь пятнадцать дней читают специальные книги и молитвы.

Перед наступлением 29 дня по лунному календарю проводят обряд, связанный с огнем. Считается, что огонь способен очистить человека от всего негативного, которое скопилось за последний год. Стены на праздник украшают изображением буддийских святынь. Перед ними зажигают специальные свечи.

Потомки монголов придают особое значение еде, которую требуется употреблять в праздничные дни. Существует мнение, что от того, какая будет праздничная трапеза, зависит достаток семьи. Поэтому на Цаган Сар готовят самые изысканные блюда из мяса и молока, которые не присущи для будних дней.

Обряды

Во время праздника проводится ряд важных ритуалов, который имеют глубокие исторические корни:

«Дугжууба»: Он проводится за 2 дня до праздника и представляет собой ритуал очищения и избавления от всякого негатива. Считается, что благодаря ему обретается благополучие, мир, покой и в конечном итоге – успех. Сама процедура выглядит так:
  • перед праздником убирается дом и подворье;
  • накопившийся мусор выносится на улицу:
  • далее весь хлам делится на девять частей;
  • выкладывается на землю в одну линию;
  • затем все поджигается;
  • при этом звучат специальные молитвы в исполнении ламы.

Этот эзотерический обряд происходит при обтирании тела кусочком теста, который должен помочь избавиться от невзгод и других лишений.

Поклонение небесной богине Палдэн Лхамо: Она считается защитницей всего живого на земле. В канун праздника богиня обходит все свои владения, поэтому обязательно нужно быть дома в присутствии всех своих родственников.
Поклонение хозяину огня: В этом обряде выражается благодарность за уют, тепло и благополучие в доме. При этом вспоминаются все домашние божества.

С приходом Белого месяца хозяин дома должен выйти с первыми лучами Солнца на улицу и попросить благополучия и здоровья всем членам семьи. Только после этого ритуала можно начинать торжества. В дом приглашаются самые близкие родственники, соседи и друзья. Чем больше гостей, тем больше достаток будет в следующем году. Особое место уделяется подаркам. Их должен получить каждый.

Важное значение придается первому гостю. Считается, что если первым в дом придет мужчина, в семье будет достаток и благополучие.

Праздник Сагаалган невозможно представить себе без ритуала «Золгохо». Смысл его заключается в том, что первоначально поздравляют старших членов семьи, потом родственников и т.д. При этом придерживаются строгих традиций. После того, как поздравления получили все присутствующие, гости садятся за стол. Перед уходом домой все гости дарят хозяину подарки.

Священная трапеза

На праздничный стол хозяйки готовят разнообразные блюда, которые любят в семье. Особое место в меню занимают буузы. Они чем-то похожи на всем известные пельмени. Их принято перед праздником делать всей семьей. На праздничном столе также обязательно должны присутствовать:

  • блюда из баранины;
  • мясной бульон;
  • кровяная колбаса;
  • блюда из молока (различные сыры, творог, сметана и т.п.);
  • шарбин – блюдо, похожее на наши беляши, только пресные.

Какой-либо алкоголь не приветствуется. Вместо него пьют специальный напиток – аарсы.

Буддийский Новый год принято встречать во всем белом. Причем, такого же цвета должна быть скатерть, посуда и другая атрибутика.