Цаган сар калмыцкий праздник весны. Традиции празднования цаган сар у калмыков

Kalmyk Brotherhood Society. Цаган Сар в 2017 году наступит 27 февраля.Калмыцкий национальный праздник Цаган Сар, согласно лунному исчислению, в 2017 году приходится на 27 февраля. Цаган Cap - «белый месяц», является календарным калмыцким праздником, приуроченным к окончанию зимнего и началу весеннего сезона. Дата праздника ежегодно исчисляется по лунному календарю. Каждая калмыцкая семья в 1-ый день первого лунного месяца с радушием встречает долгожданную весну - дарительницу новых надежд и новых начинаний. К светлому и долгожданному Цаган сару калмыцкий народ, в прошлом кочевой, всегда относился с особым почтением, так как он знаменовал приход тепла и изобилия во всем: степь покрывалась зеленой травой, домашний скот поправлялся от бескормицы, приносил приплод и давал молоко. Став народом оседлым и во многом европеизированным, калмыки сохранили торжественность Цаган сара - белого, счастливого месяца приветствий и поздравлений. И традиционный для калмыка вопрос «Хорошо ли перезимовали?» не утратил своей актуальности. С приходом весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой не должно быть препятствий в добрых делах. Неслучайно Цаган сар неразрывно связан с именем и активностью богини Окон Тенгр (тиб. Палден Лхамо), которую называют «божественной матерью, спасающей вселенную, и покорительницей свирепых демонов». Благодаря своей просветленной сущности, она является и богиней-девой, и грозной защитницей-сякюсном. К ней и другим защитным божествам обращаются монахи Калмыкии в течение нескольких дней празднования Цаган сара, продолжая тем самым уникальные многовековые калмыцкие традиции. «Во все времена будем соблюдать законы и обычаи предков!» - говорится в известном йоряле (благопожелании) в честь Цаган сара. Легенда гласит, что почитаемая калмыцким народом богиня Окон Тенгр спасла мир от своего сына, родившегося от брака с царем мангусов (страшных чудовищ): младенец, превратившись в великана, со временем мог уничтожить весь род человеческий. Так, наполненный энергией ее героического поступка, праздник имеет и религиозное, и чисто календарное значение. К Цаган сару земля оттаивает после долгой зимы, и самое время начать не только новый сезон, но и новую жизнь, неотделимую от нравственности, особо ценимой в калмыцком сообществе. «Будем жить долго, учить молодых законам предков, жить, не проявляя плохих черт», - говорится в праздничном йоряле. Практика нравственности дает возможность накопить буин, духовные заслуги: с ее помощью абсолютно любой человек может сделать свою жизнь чище и счастливее. В связи с этим, в Центральном калмыцком хуруле «Бурхн Багшин Алтн Сюмэ» традиционно проходит ритуал принятия обетов Махаяны (тиб. Содженг). Обет Махаяны - это обещание в течение одного дня не совершать неблагих поступков. Ламы советуют начать Цаган сар с любых, даже самых скромных подношений на алтарь Буддам и Бодхисаттвам. Теплый прием и щедрое угощение гостей - также отличный способ накопить заслуги посредством практики даяния. Известно, что месяц Цаган сара, который приобрел свою специфику среди калмыцкого народа, всеми буддистами мира почитается как один из благословенных периодов, связанных с деяниями Будды Шакьямуни. В течение первых пятнадцати дней этого месяца Будда демонстрировал свои чудесные способности, и проводил философские дебаты с иноверцами. На 15-ый день он одержал над ними полную победу, обличив лжеучения и лжеучителей. Так что, как и Ур сар, Цаган сар священен для последователей буддийского учения и служит периодом накопления умножающихся в сто тысяч раз добродетелей. В честь всех этих событий в центральном хуруле в праздничный день проводится торжественный молебен, ритуалы очищения и устранения препятствий и угощение калмыцким чаем и борцоками.

Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» выпустил в свет лунный календарь на новый 2017 год. Это красочный плакатный календарь. В нем отмечены и указаны даты буддийских праздников, а также важных буддийских постов, где каждый из этих лунных дней связан с активностью Будд и Бодхисаттв, в частности, Будды Шакьямуни, Будды медицины, Зеленой Тары, защитников (сякюсн) . Календарь составил священнослужитель хурула Анджа-гелюнг .

Новогодние лунные календари в форме плаката калмыцкий хурул выпускает уже много лет. С 2009 года бессменным составителем календаря является Анджа-гелюнг (Анджа Харцхаев), который несколько лет был настоятелем главного буддийского храма Калмыкии. До него календарь готовил священнослужитель Ген Лодой, бывший администратор Центрального хурула. Таким образом, данный календарь имеет свою историю, традиции .

Нынешний календарь – уже девятый по счету, подготовленный Анджой-гелюнгом. Все его календари издаются по единому образцу: на плакате преобладают желтый и красный цвета, в верхней части в середине помещается изображение какого-нибудь божества (бодхисаттвы), справа и слева от него – столбцы текста со сведениями о данном образе, в нижней части плаката – собственно сам календарь (здесь для удобства восприятия совмещены лунный и общепринятый григорианский календари) .

Следует отметить, что изображения святых образов на календаре заимствуются с росписи молельного зала Центрального хурула.

На новом календаре 2017 года изображен гневный бодхисаттва Ваджрапани (по-калмыцки: Очирвани Гегян), воплощение силы, мощи и могущества Будд трех времен (прошлого, настоящего, будущего). У Ваджрапани гневный облик, но он олицетворяет просветленный ум, а поэтому совершенно свободен от злобы. Под его изображением приведена краткая мантра: ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ ПАД.

В сопроводительном тексте говорится: «Начитывание мантры бодхисаттвы Ваджрапани с искренними благими намерениями способствует преодолению различных недомоганий, заблуждений, приносит уверенность в своих силах, твердую поддержку в любых начинаниях, решительность, целеустремленность, увеличивает силы и возможности человека».

На календаре 2016 года был изображен Авалокитешвара (по-калмыцки: Арьябала Бурхн) – бодхисаттва бесконечной любви ко всем живым существам, воплощение сострадания Будд трех времен. Под образом приведена самая известная мантра: ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ. Напомним, что воплощением Авалокитешвары в нашем мире является Его Святейшество Далай-лама Х IV .

Font-family: Calibri,serif;">Надо отметить, что лунные календари, выпускаемые Центральным хурулом, пользуется спросом не только у жителей Калмыкии, их охотно приобретают гости республики, туристы, жители соседних регионов, так как эти плакатные календари удобны для практического пользования. В нашем календаре указаны лунные дни (с указанием соответствующих дней в григорианском календаре), имеющие важное значение для буддистов, садоводов и всех тех, кто планирует свои дела в соответствии с лунными днями. Здесь указаны благоприятные, частично благоприятные и неблагоприятные очень дни, выделены подходящие для стрижки волос сутки. Согласно астрологии, считается, что стрижка волос должна проводиться в определенные дни, иначе человек вместе с волосами лишает себя удачи. Так длится до тех пор, пока он снова не пострижется, но именно в подходящий для этого день.

Многие часто звонят в хурул, чтобы спросить какого числа будут отмечаться национальные праздники Зул, Цаган Сар, когда начнется священный месяц Урс Сар, поинтересоваться о других датах и днях. Имея же под рукой календарь, изданный Центральным хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни», вы будете знать все нужные даты, знаковые дни.

Font-family: Calibri,serif;">В лунном календаре указаны дни буддийских постов - Но h ан Дяркин одр (день Белой Тары), Отч Манлан одр (день Будды медицины), Сякюсня одр (день защитника-покровителя), Бурхн Багшин одр (день Будды Шакьямуни). Не надо путать Бурхн Багшин одр с днем рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни, который в новом году будет отмечаться 9 июня. Названные выше четыре буддийских поста справляются каждый месяц, по лунному календарю у них практически твердая дата, по григорианскому – блуждающая. По лунному календарю Но h ан Дяркин одр приходится на 8-е число (изредка на 9-е), Отч Манлан одр – только на 15-е число, Сякюсня одр – только на 29-е число, Бурхн Багшин одр – только на 30-е число каждого лунного месяца. В эти знаковые дни верующие посещают хурул, читают-повторяют соответствующие мантры и молитвы, держат определенный пост.

Ниже приводим тексты мантр (в русской транскрипции), которые нужно читать в соответствующие буддийские дни: мантру Зеленой Тары – в Но h ан Дяркин одр, мантру Будды медицины – в Отч Манлан одр, мантру Окон-Тенгр – в Сякюсня одр (богиня Окон-Тенгр – один из защитников-покровителей), мантру Будды Шакьямуни – в Бурхн Багшин одр. Чтение мантр весьма полезно для всех.

Мантра Зеленой Тары: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СООХА

Мантра Будды Медицины:

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕЩАДЗЕ (ГУРУ) БЕДУРЬЯ ПРАБХА РАДЗАЯ ТАТХАГАТАЯ АРАХАТЕ САМЬЯК САМ БУДДХАЯ ТАДЬЯТХА ОМ БЕЩАДЗЕ БЕЩАДЗЕ МАХА БЕЩАДЗЕ БЕЩАДЗЕ РАДЗА САМУНГ ГАТЭ СВАХА

Мантра Окон-Тенгр:

ДЖО РАКМО ДЖО РАКМО

ДЖО ДЖО РАКМО ТУН ДЖО КАЛА РАК ЧЕНМО

РАКМО АДЖА ТА ДЖА ТУН ДЖО

РУЛУ РУЛУ ХУМ ДЖО ХУМ

Мантра Будды Шакьямуни: ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СООХА

Возвращаясь к изображению на новом календаре бодхисаттвы Ваджрапани (Очирвани Гегян), необходимо сказать, что он является хранителем тайного Учения Будды, а также считается покровителем монголоязычных народов, в том числе, понятно, калмыков. Будда Шакьямуни передал ему все тексты и наставления традиции Тантры.

В традиции сутр Ваджрапани считается одним из «восьми сердечных сыновей» (ближайших учеников) Будды Шакьямуни и изображается в мирной форме. В традиции Ваджраяны (Тайной колесницы) он изображается в мощной гневной форме .

«Человек, выполняющий практики и повторяющий мантры, связанные с Бодхисаттвой Ваджрапани, не будет подвластен действиям злых сил или существ и в результате достигнет нераздельности с ваджрным умом всех Будд […] Этот Бодхисаттва будет последним, тысячным Буддой из тех, которые явятся в наш мир в течение этого мирового периода»,- говорится в тексте календаря.

В заключение сообщаем, что в календаре указан распорядок работы (службы, приемы), номера телефонов Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Календарь можно приобрести в киоске Центрального хурула и в магазине «Дзамбала», расположенном в центре Элисты (остановка «Айс») .

Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула ”Золотая обитель Будды Ш акьямуни”

Сагаалган или Цаган Сар, праздник Белого месяца – Новый год в буддизме, традиционный праздник монгольских народов. На территории нашей страны его широко отмечают в Бурятии, Калмыкии, Республике Тыве, Коми, Алтайском крае и в целом ряде других регионов. О том, что это за праздник, когда отмечается Сагаалган в 2019 году, о традициях и обычаях, связанных с буддийским Новым годом – обо всем этом и многом другом в нашей сегодняшней статье.

Дата праздника

Сагаалган или Цаган Сар – торжественное начало весны, точка отсчета нового года, время расцвета природы и начала новой жизни. В буддизме летоисчисление ведется по лунно-солнечному календарю, а значит, вопрос, какого числа отмечается Сагаалган в 2019 году, вполне закономерен. Ежегодно дата праздника приходится на новый день.

Праздничный день неизменно приходится на первый день по лунному календарю, точнее, на первые лунные сутки нового лунного года. Как правило, это период конец января – февраль, реже начало марта текущего года.

Этот праздник имеет огромное значение для монгольских народов, проживающих на территории России. А потому в ряде республик – Бурятии, Туве, Хакасии, Якутии и других – первый день Сагаалгана является выходным днем. В Калмыкии Цаган Сар получил статус национального праздника. Празднуют его буддисты и все те, кто неравнодушен к возрождению традиций.

У Белого месяца долгая, буквально многовековая история, однако в список официальных праздничных дней Сагаалган попал лишь в 1990 году. В СССР празднование буддийского Нового года было официально запрещено, и лишь с распадом Союза праздник возродился.

Традиции и обычаи

Сагаалган, Цаган Сар, Цааган, Чага-Байрам – названий у этого праздника множество, по числу языков и диалектов народов, отмечающих Новый год по буддийскому лунно-солнечному календарю. Праздник это знаменует не только начало нового календарного года, но и служит своеобразной вехой, отмечающей возраст человека или животного: в Цаган Сар каждый становился старше на год, независимо от того, когда родился. Таким образом праздник этот можно рассматривать и как своеобразный день рождения чтящего традиции монгола, бурята, калмыка.

По традиции Сагаалган отмечается три дня и три ночи, и все предписываемые действия как накануне, так и в сам праздничный день праздничных дней наполнены своим, особым сакральным смыслом.

Готовимся к празднику

Подготовка к Белому месяцу начиналась задолго до самого торжества. Закупить заранее сладости для детей, заготовить мясные деликатесы, засолить-замариновать овощи – забот перед праздником много.

Накануне первого дня Белого месяца все хозяйки принимались за уборку. Причем недостаточно было просто навести чистоту в доме, нужно было избавиться от старья – того хлама, что накапливается в течение года. Обязательно нужно было обзавестись и новой одеждой, ну или хотя бы ее элементом – поясом, украшением, платком. Цаган Сар – праздник обновления, точка отсчета начала новой жизни, а значит, и вступать в новый год необходимо с чистого листа. Когда все старье сжигали в огромных кострах, разводимых в центре поселения, сегодня накануне праздника одежду и ненужные вещи предпочитают жертвовать неимущим.

Обновления касались и главного «друга» всех мужчин – коня. Обновлялась коновязь, скакуну шилась новая сбруя, менялось седло и подковы. Сегодня роль основного транспортного средства исполняет автомобиль, и все обновления достаются «железному другу» — внеплановое ТО, новая резина или хотя бы новая «елочка»-ароматизатор на лобовом стекле.

Завершается процесс подготовки обрядом очищения – специальными ароматными травами окуриваются и члены семьи, и сам дом, и машина.

Торжество

Сагаалган – лучшее время для гостей. В эти три дня принято ходить в гости и приглашать гостей к себе, отмечая праздник большой и шумной компанией – ведь Новый год, как известно, должен быть непременно веселым и активным. Первым поздравляют главу семьи, старшего в роду, не важно живет ли вся семья под одной крышей или нет. Причем поздравления проходят по определенному сценарию – младший член семьи подходит к старшему с открытыми руками, то есть протягивая их ладонями кверху. Старший же опускает свои руки на руки младшего, словно опираясь на заботливо подставленные ладони. Это символизирует уважение и возможность оказать поддержку старшему в любое время. Старший же показывает таким образом свою готовность принять помощь.

Конечно же, какой праздник без подарков! Дарами принято обмениваться за праздничным столом, в кругу семьи и друзей, и каждый подарок сопровождается пожеланиями счастья и долголетия.

Трапеза

Готовясь к празднику Сагаалгану в 2019 году, хозяйки наготовят различные блюда. Традиционно на стол подают:

  • мясной бульон;
  • сыр разных видов;
  • творог, сметану и другие молочные продукты;
  • пресные пирожки с мясом и др.

Обязательно на стол подают буузы. Так называется мясное блюдо, похожее на манты или пельмени. Лепит буузы все семья перед праздником, хотя сейчас иногда готовят на пару и замороженные изделия.

Важно! Алкоголь на праздничном столе не допустим в любом проявлении. При праздновании Сагаалгана люди пьют арсы – национальный бурятский напиток, приготовленный из кислого творога.

Перед трапезой проводится еще один давний ритуал. Самый младший член семьи подходит к самому старшему человеку и протягивает к нему руки ладонями к верху. Так он проявляет уважение и показывает свою готовность оказать поддержку. Старший член кладет свои ладони сверху, показывая готовность принять предложенную помощь.

Смотрите видео с традициями празднования буддийского Нового года:

Сегодня, 10 февраля, Глава Калмыкии Алексей Орлов встретился с делегацией Астраханской региональной общественной организации «Хальмг» – Николаем Эльдяевым, Николаем Очир-Горяевым и Виктором Нигдыровым.

4 марта в Астрахани калмыцкая диаспора планирует широко отметить свой национальный праздник Цаган Сар. Мероприятие будет проводиться в свете юбилейных дат – 300-летия Астраханской губернии и 60-летия восстановления Калмыцкой автономии. В связи с этим председатель калмыцкого землячества Николай Эльдяев пригласил на праздник Главу Калмыкии, а также попросил помочь, чтобы лучшие коллективы республики приняли участие в их концертной программе.

«В преддверии Цаган Сара хотели бы обсудить программу проведения праздника, тем более что мы давно не отмечали так широко. Хочется, чтобы астраханцы увидели всю красоту нашей культуры, наши танцы, песни, костюмы», – поделился Николай Сергеевич.

Хотя времени до Цаган Сара осталось мало (как известно, праздник выпадает на 27 февраля), тем не менее задумку глава региона поддержал. «Замечательная идея, это неординарное событие, обязательно поможем и поддержим. Что касается административной государственной поддержки, у нас хорошие отношения с руководством Астраханской области», – отметил Алексей Орлов.

Астраханская региональная общественная организация «Хальмг» образована в 1993 году, в будущем году она отмечает свое 25-летие. На протяжении этого времени землячество активно участвует во всех культурных мероприятиях, достойно
представляя калмыцкую диаспору в области. Основной его целью является объединение калмыков, проживающих на территории области, чтобы они не забывали родной язык, культуру, отметил Виктор Нигдыров. Так, ежегодно для земляков они организовывают паломничество на священную гору Богдо. По словам Николая Эльдеева, во всех районах, где проживают компактно калмыки, возведены ступы. Два года подряд по их приглашению Астрахань посетили индийские монахи, которые строили песочную мандалу. Религиозное мероприятие посетили не только калмыки-буддисты, но и многие астраханцы. А летом прошлого года ламы провели молебен в Хошеутовском хуруле, в этом году этому историческому сооружению исполняется 200 лет.

Буддизм - традиционная религия у нескольких народов России: у калмыков, бурят и тувинцев. Буддизм также довольно популярен в Республике Алтай, Иркутской области, Хакасии и Забайкалье. Поэтому Буддийский Новый год, который отмечается в конце зимы - праздник значимый для всей России и особенно для Сибири.

Происхождение праздника

Если быть точным, то Сагаалган - это праздник не всех буддистов, а только тех, что практикуют так называемый ламаизм, который вобрал в себя множество шаманских и языческих традиций от тюркских и монгольских народностей.

Собственно, праздник этот берёт своё начало в Древней Монголии. Изначально назывался Цаган Сар (или Саган Сар), что означает «белый месяц». Цаган Сар в то время был праздником молока (отсюда и называние). Отмечался он осенью, когда заканчивалась заготовка молочных продуктов впрок, что означало конец года.

В XIII когда монголами и китайцами правил вунк Чингис-хана Хубилайв ходу был китайский астрологический календарь. В нём начало года приходилось на конец зимы (календарь был привязан к фазам луны, поэтому фиксированной даты никогда не было). Хубилай перенёс Цаган Сар именно на это время. Позже, когда власти монголов в Китае пришёл конец, китайцы перестали праздновать Цаган Сар, но в Монголии сохранилась традиция отмечать его именно в конце зимы по лунному календарю.

Буддизм и Новый год

Через 4 века в Монголию пришёл тибетский буддизм, который гармонично слился с местными традициями. В результате Цаган Сар получил новый религиозный смысл.

Праздник стали связывать с именем гневной тибетской богини Балдан Лхамо, которая спасла солнце от демонов-людоедов мангусов, благодаря чему наступила весна. Также в этот день почитается Цаган Увгун (Белый Старец), который является хранителем плодородия и долголетия в монгольской мифологии.

В этот день буддисты соблюдали однодневный пост и приносили жертву духам: сжигали чёрную пирамиду, которая символизировала зло, накопленное за год.

С распространением буддизма на север и на восток, праздник Цаган Сар перенимали и другие народы. Из-за особенностей из языков название немного изменялось. Так сегодня сибирские татары называют его Цаган ай, алтайцы - Чага-Байрам, тувинцы - Шагаа, буряты - Сагаалган.

Праздничные традиции Сагаалгана

Готовиться к Сагаалгану начинают заранее. Прежде всего, наводят абсолютную чистоту в доме и во дворе. Чистота в хозяйстве символизирует чистоту помыслов - неряшливого хозяина божества не посетят.

Верующие приглашают в дом ламу, который проводит обряд очищения Гутор.При этом принято обильно покушать. Остатки еды сваливают в глубокую чашу, кладут туда ветошь и фигурку человека из теста, окрашенную в красный цвет - всё это символизирует зло, накопленное за год. Вечером эту чашу выносят на пустырь и выбрасывают со словами: «Прочь отсюдова!» После этого нужно быстро, не оглядываясь, вернуться в дом.

В дацанах (буддийских монастырях) проходит праздничный молебен. Как и много веков назад, почитается Балдан Лхамо и устраивается ритуальный костёр, в котором сжигают «нечистоты» ума, тела и речи.


Праздничная медитация в Туве

Также перед вступлением в новый год нужно провести однодневный пост: прибраться на алтарях, воздержаться от мяса и алкоголя.

Праздничные блюда

До сих пор с древних времён сохраняется традиция связывать этот праздник с молоком. Поэтому на стол принято подавать много молочных продуктов: масло, сметана, творог.

Также принято подавать много мясных блюд из говядины, конины и баранины. В Бурятии особым шиком считается приготовить позы (или буузы). Это традиционное бурятское блюдо, родственное хинкали и мантам. Позы лепятся в форме чашечки с отверстием сверху, и таким образом они повторяют форму юрты.

Кроме того, на праздничном столе непременно должно быть много самых разных сладостей.

Официальный статус Сагаалган в России

Сегодня Сагаалган является праздничным выходным днём в Забайкалье, Республиках Алтай, Тува Бурятия, Хакасия, Якутия и в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в Иркутской области. В этих регионах устраивают красочные народные гуляния.

В Бурятии, например, в рамках празднования Сагаалгана ежегодно проводится фестиваль национальных традиций «Буузын Баяр». Во время праздника устраиваются народные гуляния с яркими театрализованными представлениями, традиционными играми и, конечно же, дегустацией вкуснейших бурятских бууз (поз).


Фестиваль «Буузын Баяр» в Бурятии

В Республике Алтай проходит фестиваль «Чага Байрам». Здесь этот праздник принято называть Алтайский Новый год.